Использование лизинга дает ощутимые и значимые преимущества, которые обусловили его востребованность в странах с развитой рыночной экономикой. Но в современной России лизингу присущи высокий уровень риска для потенциального лизингополучателя, а также сравнительно высокое удорожание. Поэтому при финансировании деятельности, например, приобретении долгосрочных активов (основных средств) на основе лизингового механизма следует удостовериться в его преимуществе по сравнению с альтернативными источниками финансирования [2].
Учитывая складывающуюся в последние годы отрицательную динамику применения лизинга, следует констатировать о необходимости поиска новых форм осуществления лизингового контракта. На наш взгляд, наиболее перспективным является внедрение и развитие промышленного лизинга.
Основные этапы формирования и реализации ОЭМ применения промышленного лизинга при финансировании деятельности промышленного предприятия представим на рис. 1.3.
Рис. 1.3. Этапы реализации методики применения промышленного лизинга при финансировании инвестиционной деятельности предприятия [7]
Предлагаемая методика предусматривает последовательную реализацию следующих действий по организации, проведению и оценке экономической эффективности лизинговой операции для всех её участников [3].
В предлагаемой схеме промышленного лизинга внимание уделено механизму взаимодействия лизингодателя и лизингополучателя. При этом экономическим инструментом, отражающим указанное взаимодействие, являются лизинговые платежи.
Применение организационно-экономического механизма промышленного лизинга позволяет:
восстановить утерянные в ходе приватизации хозяйственные связи предприятий-производителей, преодолеть разобщенность предприятий, составляющих производственное ядро машиностроительного комплекса; увеличить объемы производства и сбыта продукции;
предоставить возможность предприятиям-эксплуатантам осуществить приобретение долгосрочных активов (основных средств) без единовременной аккумуляции крупных финансовых средств и кредитов; проводить необходимую модернизацию основных средств и обновление выработавшего ресурс оборудования и оснащения;
придать внешний импульс для начала взаимодействия всех участников процесса с целью вывода машиностроительного комплекса из кризисного состояния. То есть, в результате реализации организационно-экономического механизма применения промышленного лизинга определено содержание основных этапов ОЭМ. Определение основных характеристик и условий проведения промышленного лизинга позволило оценить перспективность и экономическую целесообразность его реализации [7].
Следует отметить высокую значимость лизинга как инструмента управления рисками. Лизинг в качестве инструмента реструктуризации предприятия позволяет реализовать комплексный подход как к реструктуризации имущества, капитала и долгов, так и инвестиционной политике.
Лизинг, рассматриваемый с позиции инструмента инвестиционной политики, призван урегулировать вопросы реструктуризации имущества. Кризисное предприятие, отягощенное излишними активами, стремится избавиться от неликвидных и бездействующих активов, снижая налоговую нагрузку и повышая оборачиваемость активов в выручке. Если оборудование, взятое в лизинг, находится на балансе лизингодателя, то такое положение позитивно сказывается на реструктуризации имущества. В этих условиях целесообразнее иметь лизингуемое оборудование на балансе лизингополучателя с тем, чтобы амортизационными отчислениями (в том числе при ускоренном методе) усилить притоки денежных средств, направляемых на окупаемость лизингового проекта [8].
Лизинг в качестве источника финансирования инвестиций также выступает неким «смягчителем» условий финансовой реструктуризации, проводимой в обязательном порядке на предприятии (особенно при наступлении кризиса).
С точки зрения основных приоритетов при выборе источника финансирования инвестиционной деятельности (рис.1.4) лизинг является одним из наиболее привлекательных.