Существование института наследования по завещанию следует признать достаточно условным, поскольку говорить о более или менее реальной свободе завещания того времени достаточно проблематично. Круг наследников по завещанию ограничивался кругом законных наследников – детьми, рожденными в браке, и супругами, а возможность распоряжения имуществом на случай смерти сводилась к распределению наследства между ними (с помощью, так называемого ряда – распоряжение наследодателя о разделе наследства или договора).
Поскольку в праве Русской Правды субъективном произволу была предоставлена свобода не в назначении наследников, а в перераспределении между ними составных частей наследия, целью завещания было перераспределение имущества между законными наследниками.
По Русской Правде наследодатель делал распоряжения о разделе наследства с помощью так называемого «ряда» в его различных интерпретациях (обряждения, рукописная, духовная).
Ряд является актом перехода наследства от домохозяина к его детям по его воле. Ряд в том приблизительном виде, каким он открывается с Р.Правды, существовал за много времени до нее, и об этом можно узнать из содержания ст. 13 договора Олега 911 г. (что отмечалось выше). По терминологии договора ряд назывался обряждением. Кстати, термины «ряд» и «обряждение» имеют общий корень.
Общими признаками обряждения и ряда по ст. 13 можно назвать такие: по обряждению переходит наследие; оно переходит к «милым ближникам» (родственникам), если нет обряждения; когда обряждение сделано, наследство получает указанный в обряждении наследник.
От XIII в. остался один документ, в котором зафиксированы «ряд» Р.Правды со всеми ее особенностями. Это «рукописная» Новгородца Климента. Со стороны значения и содержания в «рукописной» можно отметить все признаки «ряда» и «обряждения».
С точки зрения права в XIII в., что касалось духовных завещаний, то в их содержании было возможно все то, что осуществлялось в духовных ХIV- XVII вв. Поэтому не было отдельного типа «рукописная», была лишь «духовная». А поскольку рукописная, как отмечено ранее, является письменным рядом, то и духовная тот же ряд, но, в некоторой степени, формальный.
Устным рядом, как неформальной духовной, выполнялся или мог быть выполнен весь смысл поздней духовной.
Главным содержанием духовной было то, что, как и в рукописной, в ней предназначался наследник главный, обычно нисходящие или жена с нисходящими; иногда назначались несколько наследников в различных степенях родства относительно наследодателя [9, с. 51, 55, 61].
Постепенно Русская Правда была вытеснена новым законодательством эпохи Великого княжества Литовского. Это связано с тем, что Киевская Русь, которая перестала существовать после татарского нашествия как единое государство, оказалась разделенной на многочисленные государственные образования.
История возникновения и развития наследственного права
- 2020-05-31
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.