Уникальность определяет архитектурное значение музея в формировании значительных градостроительных ансамблей. С ростом числа и типологического многообразия музеев, появлением музеев, связанных с определенным местом, изменения их роли в общественной и культурной жизни нарушилось и единообразие подхода к выбору участка. Известны многочисленные примеры строительства музеев за городом (этнографических, археологических и мемориальных, в живописной местности, позволяет совместить отдых посетителей с посещением музея). Многие музеи открыто на селе — свидетельство возросшего культурного уровня и стирание граней между городом и деревней.
Общие требования к выбору участка для постройки музея следующие:
Преимущество размещения в городском центре. Музеи являются ведущими объектами формирования общегородского ансамбля. Соблюдение этого требования обеспечивает равнодоступность музея для посетителей из разных районов;
Включение музея в комплекс учреждений культуры вместе с другими музеями, театром, выставочным залом, библиотекой, архивом, центром информации и разрешительными учреждениями. Кооперация дополняет функциональную программу музея и привлекает новые категории посетителей;
Близость парка — для устройства открытой экспозиции, естественной защиты от шума и загрязнений и создания необходимых музея рекреационных зон;
Данные требования не распространяются на музеи, расположение которых связано с определенным местом: мемориальные музеи; археологические музеи на месте раскопок; музеи предприятий, учреждений и учебных заведений; музее в памятниках; музеи под открытым небом, требующие больших по площади незастроенных территорий, с ландшафтом, характерным для данного региона.
При выборе места для строительства музея нужен учет следующих основных факторов:
Социальные цели: сохранение культурного наследия и его пропаганда; повышение образовательного и культурного уровня населения, проведения научных исследований;
Назначение и специфика музея: место музея в общей структуре (центральный, главный, филиал), тип коллекции, фонды, преимущественное развитие функций (научно-исследовательских, научно-просветительских, образовательных и досуговых)
Характеристика города (населенного пункта): численность населения, структура расселения, предполагаемый регион охвата музеем, транспортная схема, перспективы развития города (населенного пункта) в целом и предполагаемого района для строительства музея, исторические и культурные традиции, развитие туризма.
Анализ структуры посетителей историко-краеведческих музеев показывает, что иногородние составляют существенную часть для посетителей аудитории — от 32% в крупнейших музеях до 78% в небольших районных.
Для регионов с высокой плотностью населения и развитым междугородным общественным транспортом существенное влияние на посещаемость оказывает населения населенных мест, тяготеющие;
природное окружение: рельеф, растительность, водоемы, геологические характеристики, климатические условия (с точки зрения сохранения экспонатов и возможностей организации открытой площадки), форма и размер участка, ограничения использования, включая шум, вибрации и загрязнения, пригодность местности для проведения досуговых мероприятий;
градостроительная ситуация: наличие других музеев, учебных заведений (включая школы), научных учреждений (их мощность, тип, размещение и число), мест досуга и отдыха; в ближайшее архитектурное окружение; тенденция развития; неблагоприятное для музея соседство с промышленными предприятиями, скоростными магистралями, железной дорогой и аэропортом возможность поэтапного расширения здания музея;
структура населения: социально-профессиональный и возрастной состав, уровень образования, культурные запросы, туристы;
транспортная доступность: система общественного транспорта в районе строительства музея, размещение стоянок, пешеходная доступность в музей (легко доступен — 15 мин. ходьбы или езды местным транспортом, доступный — 15 — 30 мин)
— технико-экономические соображения: благоустройство территории, проведение сопутствующих строительству музея мероприятий (дорог, коммуникаций и т.п.);
— специальные требования.
Требования к участку музея
Участок музея включает следующие функциональные зоны: входную, экспозиционную, рекреационную и хозяйственную. Входная зона служит для адаптации посетителей перед посещением музея, местом сбора экскурсий и ожидания. Здесь размещается реклама и информация. Вблизи от входной зоны следует размещать стоянки для автобусов и автомашин.
Экспозиционная зона является продолжением постоянной экспозиции в здании и предназначается для размещения различных экспонатов под открытым небом: произведений монументального искусства и скульптуры — в художественных музеях; образцов орудий, военной техники, каменных статуй, археологических фрагментов, памятников народного зодчества, монументальных композиций, посвященных знаменательным событиям и героям — в музеях исторического профиля; образцов флоры и фауны — в краеведческих. Для последних характерно также использование в экспозиционных целях
Рекреационная зона предназначается для отдыха посетителей и может быть совмещена с входной или экспозиционной зонами.
Хозяйственная зона включает необходимые хозяйственные постройки вне здания музея (гаражи, склады, трансформаторные подстанции). Желательно ее размещения со стороны приема и отправки экспонатов.
Площадь участка музея зависит от величины и характера коллекций. Здание музея следует размещать на участке с отступом не менее 15 м от красных линий застройки и городских магистралей с целью создания озелененной защитной зоны. Участок музея должна представлять возможность для расширения здания в будущем.
Состав и взаимосвязь помещений
Посещение музея подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие.
В зависимости от преимущественного использования помещений посетителями или работниками музея они делятся на две основные зоны: А — для посетителей, Б — служебную.
История строительства отдельных зданий под музеи в России
- Анфиса Суханова
- История
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Анфиса Суханова
Закончила ГАУГН, училась на историческом факультете. Работаю преподавателем, читаю лекции по истории. В свободное время подрабатываю репетитором и автором на сайте «Диплом777». Очень люблю свою основную работу за то, что с молодыми студентами сама ощущаю себя молодой. А эта компания нравится тем, что дает возможность хорошо зарабатывать из любой точки страны.