Во-вторых, вовлечение новых территорий в орбиту единого всероссийского рынка, а через него – в сферу мирового хозяйства способствовало экономическому и социальному развитию самых отдаленных окраин, которые, оказавшись в могущественной стране, контактировали с народами, достигшими более высокого социально-экономического и культурного развития. Они избавлялись от вражеских вторжений и угрозы порабощения со стороны соседних государств, от постоянных междоусобиц феодальной знати.
В-третьих, действительно добровольным было вхождение в состав Российского государства народов, населявших огромные территории Белоруссии, Украины, Молдавии, Грузии, Армении, Кабарды, Казахстана, Алтая и др. История ни одной европейской или азиатской империи не знает ничего подобного.
В-четвертых, главной целью Российской империи была не религиозная и культурная ассимиляция, а безопасность государства. Расположенная на бескрайних просторах североевропейской равнины Русь, начиная с момента своего образования, подвергалась постоянным набегам степных кочевников и агрессии со стороны европейских государств. Отсутствие четких естественных пограничных рубежей делало простое отражение набегов и ответные походы малоэффективным средством защиты. После трехвекового монгольского ига объединившееся и усилившееся Русское государство стало ощущать, что собственная безопасность может быть обеспечена расширением границ.
Многовековой опыт Древней Руси и Российской империи показал всему человечеству, что совместная жизнь очень разных в социальном, культурном, религиозном отношении народов возможна без их взаимоистребления и колонизации одних другими. Российская империя включала в свой состав новые народы, не только не требуя их ассимиляции, но напротив, сохраняя многообразие племен, вер и языков. Подтверждением этому является и то, что государственная идея не была слита с идеей национальной и империя не превратилась в страну русских [11].
С момента возникновения русской государственности ее единство в Киевский, Московский, Имперский периоды основывалось на этническом разнообразии населения. В России в конце XIX в. было около 190 народов и национальностей. Это требовало особого подхода к их интересам и запросам. Для мусульман в Средней Азии, например, сохранялись традиционные формы правления, не допускалось вмешательство в культурные вопросы, местное население избирало волостных, сельских аксакалов, сборщиков налогов и кандидатов в судьи, отбывание воинской повинности заменялось налогом. Генерал-губернаторы и высшие чиновники администрации, назначенные из центра, знали местные языки, традиции и обычаи.
Российская империя с ее чисто административным, губернским, областным и уездным делением и провозглашенным для всех подданных (кроме евреев) правом перемещения в ее пределах не давала возможности утверждения мононациональности отдельных территорий. Характерной чертой Российской империи являлось также выдвижение представителей нерусских этнических групп на высшие политические и административные должности. Так, по данным переписи 1897 г. только 53% потомственных дворян называли родным языком русский, следовательно, почти половина российского дворянства состояла не из русских. К 1912 г. в офицерский корпус входило, не считая украинцев и белорусов, 12,8% нерусских, причем более 5% офицеров русской армии были поляки. Представители нерусских элит исполняли важнейшие функции не только в системе местного самоуправления, но также и в центральных армейских и административных высших кругах. Небезынтересно, что среди 164 депутатов Государственной Думы IV созыва, избранных осенью 1912 г. от всех губерний Прибалтики, Украины, Белоруссии и Молдавии, более 90% (т.е. свыше 150 депутатов) выступали за «единую и неделимую» Российскую империю [9].
Однако все это не означает отсутствия в Российской империи противоречий в сфере национальных отношений. Официальная политика самодержавия в национальном вопросе с известным креном в великорусскую державность и официальной идеологией «самодержавия, православия, народности» стимулировала, особенно с конца XIX в., недовольство среди народов местных этнических групп (поляков, финнов, евреев и др.). Известно также, что индустриальное развитие преимущественно имели центральные регионы России, а некоторые национальные окраины оставались аграрно-сырьевыми территориями. В Средней Азии, Казахстане и некоторых других регионах отставало развитие культуры, образования.
Таким образом, особенность национального вопроса в Российской империи состояла в том, что в отличие от Запада не было господствующей привилегированной нации. Масса русских в провинции оставалась отсталым, забитым большинством и далеко уступала целому ряду других народов империи в уровне жизни, экономического развития и образования. Российская империя представляла собой многонациональную державу, где «коренные» русские составляли меньше половины населения и как этнос не имели каких-либо особых привилегий. Российская империя являла собой многосложный политический, хозяйственный и административный конгломерат земель, этносов, культур, совершенно чуждый какой-либо унификации и жесткости. В России мирно уживались многие этносы, и эта способность русского народа уживаться, толерантность, во все времена была отличительным признаком Российской империи среди других империй.
2.АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ФИНЛЯНДИИ В XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКЕ
История изучения национальной политики Российской империи в Финляндии в XIX — начале XX века
- Анфиса Суханова
- История
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Анфиса Суханова
Закончила ГАУГН, училась на историческом факультете. Работаю преподавателем, читаю лекции по истории. В свободное время подрабатываю репетитором и автором на сайте «Диплом777». Очень люблю свою основную работу за то, что с молодыми студентами сама ощущаю себя молодой. А эта компания нравится тем, что дает возможность хорошо зарабатывать из любой точки страны.