Впервые в практике внутреннего законодательства данная Конституция Российской Федерации усилила утверждения о том, что «общепринятые международные нормы, касающиеся прав человека, имеют преимущество перед законами Российской Федерации и прямо порождают права и обязанности российских граждан. Международные акты, в частности, регулируют определенные проблемы безвизового пересечения границы, таможенного контроля и дорожного движения. «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, то применяются правила международного договора» (часть 4 статьи 15 Конституции России).
Административное право относится к числу наиболее бессистемных отраслей российского права. Это связано с многообразием сферы административного права. Основная задача систематизации административного права определяется тем, что существует разнообразие его источников и административно-правовых норм.
Глава 2. Система административного права
Система административного права означает его внутреннюю структуру, которая выражается в целостности и согласованности административных норм, но в то же время делении административного права на отдельные правовые институты. Объединение единых административно-правовых норм позволяет обеспечить неотделимость системы административного права.
Основным требованием к системе административного права является необходимость его жесткого внутреннего упорядочения. Систематическая целостность отрасли дает ей стабильность. Система административного права состоит из различных административных норм права, институтов и подсекторов, которые взаимосвязаны. Правовые нормы по своему содержанию и сферам деятельности классифицируются по отраслям и институтам права, образуя единую систему.
Юридическая отрасль представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих значительный спектр однородных общественных отношений и связанных совокупным предметом и методом.
Подотрасль — совокупность институтов одной отрасли права. Институт права представляет собой комплекс нормативно-правовых правовых норм, который является характерной составляющей отрасли права и регулирует небольшой круг однородных общественных отношений.
Система административного права поделена на общую и особенную части. Общая часть объединяет нормы, регулирующие общественные отношения, общие для всех отраслей и институтов государственного управления. Он включает в себя нормы, которые концентрируют принципы и содержание государственного управления, исполнительной власти, структуры административно-правового регулирования, правового статуса субъектов (исполнительных органов их должностных лиц, государственных служащих, граждан, общественных объединений и т. д.).
Особенная часть охватывает нормы, регулирующие общественные отношения в конкретных областях и сферах хозяйства страны (экономической, социально-культурной и административно-политической).
В общей части административного права различают следующие стандарты и институты:
— методы и предмет регулирования
— характеристика административных норм
— специфика административно-правовых отношений
— иерархия источников административного права
— правовой статус участников административных отношений
— исходная позиция организации и деятельности органов исполнительной власти
— формы и методы реализации исполнительной власти, а также правовые акты управления
— устройство, обеспечивающее верховенство права в сфере исполнительной власти, в том числе способ обжалования незаконных действий
— проблемы административной ответственности и административного принуждения.
Структура особой части административного права обусловлена отдельными сферами управления, например, существуют:
— Управление экономической сферой, которая, в свою очередь, делится на:
1) управление государством. имущество
2) совместные задачи управления, связанные с предпринимательской деятельностью
3) антимонопольное управление
4) производственный менеджмент
5) управление сельским хозяйством
6) управление транспортом
7) управление связью
8) управление коммунальными услугами.
— Управление социокультурной сферой, в которой различают управление образованием, научное управление, управление культурой, здравоохранение и управление социальным обеспечением.
— Администрация административно-политической сферы, подразделяющаяся на управление в сфере обороны, управление в сфере безопасности, управление внутренних дел, управление иностранными делами, управление в сфере юстиции.
Важно различать систему административного права, т. Е. Сочетание институтов, подсекторов и норм административного права и системы административного законодательства, играет роль совокупности существующих законодательных и других нормативных актов, связанных с каждым другие и регулирующие соответствующие отношения в государственном управлении. В основном они сходятся по целевой ориентации, по принципам построения, по структурным и регулирующим единицам.
Отрасль административного права подразделяется на:
— нормативно-структурные (субъект административного права, сфера регулирования, принципы, нормы)
— исполнительные органы
— Государственная служба
— административно-правовой режим
— административный процесс, законность в управлении
К подсекторам административного права можно отнести:
— «Органы исполнительной власти» с разделением учреждений: «Федеральные органы исполнительной власти»
«Федеральные министерства», «Другие федеральные органы государственной власти», «Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (« Виды органов исполнительной власти субъектов РФ »).
— «Государственная служба с изоляцией учреждений», «Государственная служба в государственных органах субъектов Российской Федерации», Государственная служба в учреждениях.
— «Административно-правовые режимы» с институтами «Чрезвычайное положение», «Военное положение», «Таможенный режим», «Функциональные режимы»;
— «Регистрационная деятельность» с помощью учреждений — «Государственная регистрация», «Лицензирование», «Стандартизация» и так далее.
— «Государственное управление в общественной жизни» с учреждениями «Разграничение функций между органами Российской Федерации и органами субъектов« Компетенция органов исполнительной власти », культуры, обороны и др.);
— Контрольно-надзорная деятельность с учреждениями учета, контроля и надзора.
Значительное количество правовых и законодательных учреждений можно разделить на подведомственные. Это разделение в них не всегда может сходиться. Фрагментация отрасли на подсекторы, институты, подучреждения, акты, нормы выражает их связь и внутреннюю подчиненность.