Он полагал, что в психологическом поле настоящего присутствуют события прошлого в виде воспоминаний и события будущего в виде планов и перспектив. Эти события, актуализированные в данный момент, определяют действия человека в настоящем. Существующее в данный момент множество различных точек зрения на сущность временной перспективы объединяет то, что все они включают в это понятие и прошлое, и настоящее, и будущее.
В контексте временной перспективы прошлое, настоящее и будущее выполняют разные функции. Современное исследование временной перспективы представлено широким диапазоном научных работ. Временная перспектива рассматривается в контексте профессиональной деятельности, актуальных состояний, возрастных изменений, в полоролевом контексте, в контексте самоопределения и эффективного функционирования личности [2].
Большинство исследователей полагают, что развитие и становление временной перспективы приходится на юношеский возраст, так как в ранней юности перед человеком встают проблемы личностного и профессионального самоопределения, планирования своего будущего.
На стыке подросткового возраста и ранней юности появляются предпосылки формирования временной перспективы, хотя в этом возрасте юноши и девушки ориентируются больше на перспективу будущего, это становится важным показателем развития временной перспективы и отношения к себе в контексте временных отрезков своей жизни.
Американский социальный психолог Ф. Зимбардо разработал концепцию временной перспективы как индивидуальный конструкт каждого человека [1].
Согласно определению, Ф. Зимбардо и Дж. Бойда, временная перспектива – это «зачастую неосознанное отношение личности ко времени и это процесс, при помощи которого длительный поток существования объединяется во временные категории, что помогает упорядочить нашу жизнь, структурировать ее и придать ей смысл» [1]. Авторы выделили следующие компоненты ВП: негативное прошлое, позитивное прошлое, фаталистическое настоящее, гедонистическое настоящее, холистическое настоящее и будущее.
С помощью временной перспективы человек соотносит индивидуальный опыт с временными категориями, что придает связанность и смысл прошлому опыту. Временная перспектива представляется как фильтр, через который каждый человек смотрит на свою жизнь в целом, который связывает опыт прошлого с планами будущего и событиями настоящего, образуя временной контекст каждого человека в его сознании.
Ученый полагал, что для личности характерна фиксация на одном времени, также для некоторых возрастов характерна фиксация на каком-либо времени. Однако, важно, чтобы подобная фиксация не стала личностной чертой, которая определяется автором как временная ориентация. Для эффективного функционирования личности важно, чтобы временная ориентация была сбалансированной, так как это позволяет человеку переключатся от прошлого к настоящему или будущему, что делает функционирование человека гибким. Прошлое и будущее во временном контексте не являются статичными и неменяющимися образованиями.
Так, например, М.Ш. Магомед-Эминов сформулировал один из основных темпоральных принципов, принцип трансформации прошлого [4]. Прошлое не является чем-то определенным и оконченным, но наоборот, постоянно меняется и трансформируется в зависимости от того, как человек относится к нему и от работы, которую проводит с ним. Так, прошлое открывается для человека в новом свете, прошлый опыт может стать абсолютно неважным или, наоборот, приобрести новое значение. Этот принцип отражается во многих терапевтических и консультативных приемах работы с событиями прошлого человека, с трансформацией прошлого опыта.
Также и будущее постоянно трансформируется в сознании человека в зависимости от событий настоящего, которые подтверждают или опровергают их соответствие с планами будущего. Большинство исследователей сходятся на том, что нельзя рассматривать личность человека вне его временного контекста [2].
На формирование временной перспективы влияют множество различных факторов, такие как возраст, культура, пол, личностные ценности и ориентации, уровень образования, личностные особенности, социальный статус или кризисные ситуации. Среди множества различных индивидуально-психологических факторов, влияющих на становление временной перспективы, выделяется осмысленность жизни как один из основных и определяющих.
Современные исследования временной перспективы личности отмечают взаимосвязь оценки человеком своего прошлого, настоящего и будущего, а также обусловленного этим поведения с уровнем осмысленности жизни в общем, целей и планов в частности. Нам представляется важным изучение этой корреляции в ранней юности, когда временная перспектива только начинает формироваться.
Исследования временной перспективы старшеклассников
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.