Организационное поведение может быть классифицировано по таким критериям, как степень осознанности, тип субъекта, тип воздействия на субъекта, последствия реализации типа поведения для группы, форма протекания. В соответствии со степенью осознанности организационного поведения выделяют осознанное и неосознанное; по целям различают организационное поведение для выполнения индивидуальных, групповых, общеорганизационных целей; согласно типу субъекта поведение в организации может быть индивидуальным, групповым, ролевым и организационным; по типу воздействия на субъекта выделяют реактивное, конформное, ролевое; по последствиям реализации поведения – конструктивное и деструктивное; по критерию формы протекания – кооперированное и конфликтное.
Организационное поведение в той или иной организации характеризуется специфическими чертами, но все множество флуктуаций организационного поведения в конкретных организациях представляется возможным классифицировать (выделить модели) на основании ряда параметров, что позволяет описывать и сравнивать организационное поведение в различных организациях.
Американские исследователи Дж. Ньюстром и К. Дэвис разработали четыре модели организационного поведения, к которым относятся авторитарная модель, модель опеки, модель поддержки и коллегиальная модель.
Для авторитарной модели характерна ориентация на власть и полномочия, позволяющие руководителю добиться исполнения своих распоряжений подчиненными, прибегая при необходимости к использованию санкций. Работники находятся в подчиненном и зависимом от руководства положении, что обусловливает их минимальную вовлеченность и заинтересованность трудовым процессом.
Авторитарная модель (корреспондирующая с авторитарным стилем руководства) эффективна в краткосрочной перспективе, прежде всего в экстремальных условиях, либо в отдельных типах социальных организаций (армия, полиция). Однако в долгосрочной перспективе в большинстве типов организаций данная модель ввиду низкой мотивации сотрудников приводит к снижению эффективности функционирования организации в целом.
Модель опеки предполагает, что организация представляет собой семью, при этом руководитель выступает в роли отца, главы семьи, что приводит к чрезмерному вниманию руководителя как к поведению подчиненных в организации, их трудовой деятельности, так и к вниманию и вмешательству в их личную жизнь. Соответственно в организации реализуется система взаимоотношений «отец – семья», в которой роль отца подразумевает не только заботу об организации, результатах ее деятельности, контроль над подчиненными в процессе труда, но и опеку над ними в нерабочее время.
Зачастую в результате происходит снижение мотивации, перераспределение и перекладывание ответственности от подчиненных руководству, принципом деятельности организации является императивность. Потребность в безопасности и льготах становится доминирующей потребностью сотрудников, их инициатива сдерживается, работа не выходит за рамки того, что от них требуется.
Модель поддержки ориентируется на руководство, под которым подразумевается приведение других к успеху, направленное на поддержку. Подчиненные нацелены прежде всего на работу, трудовой процесс, а не на патерналистские отношения с руководством, они могут в определенной степени участвовать в принятии управленческих решений, тогда как руководство может мотивировать работников через вовлечение таких мотивов, как статусность, признание, уважение.
Важными условиями для эффективной работы данной модели организационного поведения является наличие достаточных ресурсов, а также готовность руководства к такому типу взаимоотношений.
Коллегиальная модель организационного поведения предусматривает партнерские отношения менеджмента и персонала, командную работу, самодисциплину, удовлетворение потребности в самореализации, однако ввиду того, что воплощение этой модели требует избыточности ресурсов, на практике она является крайне редкой.
Исследование влияния групповых ценностей на организационное поведение
- 2020-06-05
- Глеб Стрелков
- Менеджмент
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Глеб Стрелков
Закончил СПбГИКиТ факультет телевидения, дизайна и фотографии. Работаю преподавателем один год. Являюсь магистром. Кроме этого занимаюсь репетиторством и решаю школьные и студенческие работы по менеджменту и трудовым отношениям на этом сайте. Люблю свою профессию за то, что могу делиться полученным опытом и приобретенными знаниями.