Как известно, средствами нетарифного характера, ограничивающими международную торговлю обозначают нетарифные меры, но употребляются и иные обозначения: «нетарифные барьеры», «нетарифные ограничения», «нетарифные искажения», «нетарифные препятствия».5То есть, единого подхода к терминологии не существует.
Исходя из всех изученных определений нетарифных мер регулирования, можно определить основные параметры или признаки.
1. Нетарифные меры представляют собой комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки.
2. Нетарифные меры устанавливаются исходя из соображений экономической политики и направлены на реализацию финансовой, технической, административной, кредитной и торговой политики.
3. Нетарифные меры вводятся по решению органов исполнительной и местной власти.
4. Предметом воздействия нетарифных мер является импорт и экспорт, объектом — система внешнеторговых отношений.
Отметим, что многие страны отдают предпочтение данному механизму воздействия на внешнюю торговлю, а не таможенно-тарифным мерам. Использование таможенно-тарифных мер в большой степени ограничено существующими договоренностями внутри интегрированных сообществ.6 Меры нетарифного регулирования дают правительству государств больше возможностей для произвольных действий.
Как отмечает И.И. Дюмулен,7 многоплановость протекционистского воздействия современных средств регулирования импорта существенно повышает их экономическую и торгово-политическую эффективность. Нетарифные ограничения можно определить как любые действия государства, включая разработку и применение нормативно-правовых актов, которые призваны воздействовать на экспорт и импорт товаров и их объемы, конкурентоспособность товаров, путем создания более жестких условий для иностранных товаров в сравнении с национальными товарами.
Вместе с тем, в настоящее время политика либерализации РФ требует отмены мер нетарифного регулирования в этой сфере, и главами государств-членов ЕАЭС принят ряд решений по сокращению избыточных административных барьеров при перемещении товаров, выполнению обязательств, связанных с вступлением РФ во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО), и совершенствованию нормативно-правовой базы ЕАЭС. ВТО регламентирует установление таможенных процедур, внедрение национальных стандартов и санитарных норм. РФ как участник ВТО обязалась устранить нетарифные торговые ограничения, заменяя их таможенными пошлинами.
Таким образом, таможенное регулирование тесно связано с экономической стратегией государства в целом. Современная внешнеэкономическая стратегия большинства государств основана на органической встроенности таможенной системы в систему мер государственного макроэкономического регулирования. Определение значимости таможенного регулирования является достаточно острой проблемой, которая нередко обсуждается исследователями направления таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Исследование роли таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в реализации экономических интересов государ
- Алла Меркушева
- Таможенное дело
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Алла Меркушева
Мне 56 лет, преподаватель с 20-летним стажем работы. Я закончила филиал Российской таможенной академии, экономический факультет. За весь период работы написала более 20 научных статей, поэтому делюсь полученными знаниями не только со студентами, где преподаю, но и с учащимися, которые обращаются в компанию «Диплом777». Знаю, что это мое призвание, поэтому с удовольствием помогаю подрастающему поколению в их развитии и просвещении.