Теорию Д. МакГрегора, построенную на противоположных мнениях о наемном работнике, сложно в чистом виде применить персоналу, так как психологические характеристики сотрудников разные. В любом управлении мотивацией персонала необходимо совмещать демократический и авторитарный стиль управления, чтобы руководитель мог сохранить свой авторитет и при этом дал возможность своим подчиненным решать вопросы, входящие в их компетенцию [8].
Другим исследователем, В. Врумом, была разработана теория ожиданий, которая работает на взаимосвязи следующих элементов: «затраты труда – результаты – вознаграждение – удовлетворенность вознаграждением». То есть человек будет удовлетворен работой только в том случае, если вознаграждение будет соответствовать его ожиданиям. Именно поэтому важен индивидуальный подход при построении системы мотивации [20].
Необходимо также упомянуть о теории партисипативного управления или теории равенства, основанной С. Адамсом. Основной ее идеей является то, что эффективность деятельности человека в коллективе зависит от удовлетворения его желания в области участия во внутриколлективной жизни – это может быть как повышение уровня ответственности, возможность самостоятельно принимать решения, вносить инновационные предложения и т.д. [15]
На сегодняшний день создан ряд других теорий мотивации, которые используются различными психологами, педагогами и социологами. Рассмотрим важнейшие из них.
Экспектационно-ценностная теория. Согласно данной теории, личность с большим энтузиазмом совершает определённые действия, если она ориентирована на успех и позитивно настроена на деятельность. Это учение основано на работах Дж. Аткинсона. Данная теория мотивации появилась относительно недавно и основана на действии двух основных факторов [8]:
1) ожидании индивидуального успеха;
2) ценности, которая поддерживает человека на пути к достижению цели.
Интенсивность действий определяется в первую очередь значимостью цели.
Достижительная теория. Подобно экспектационно-ценностной теории, достижительная теория также принимает за свою основу работы Дж. Аткинсона, сущность которых в значимости индивидуального опыта, используемого для достижения определенной цели. Исходя из данной теории, самыми значимыми факторами мотивации к обучению являются:
Потребность личности в достижении успеха.
Убеждение, что достижение желаемого успеха возможно и по силам конкретному человеку при совершении ряда действий.
Ценность достижения успеха для определённого индивида.
Д. Маклелланд определил основные черты личности, обладающей высоким уровнем мотивации [19]:
Склонность к умеренному риску.
Использование инноваций для решения поставленных задач.
Внутренний локус контроля и ответственности за результаты деятельности.
Потребность в планировании своих действий и постановке конкретных задач с чёткими сроками выполнения.
При этом многие авторы отмечают, что высокий уровень мотивации не всегда может приводить к положительным результатам, поэтому необходимо ставить промежуточные задачи на пути к конечной цели.
Теория самоэффективности. В её основе уверенность индивида в своих способностях к обучению и возможностях его успешного осуществления. Ряд авторов отмечает, что на первом этапе образовательной деятельности многие люди не имеют чёткого представления о своих способностях и возможностях, поэтому важная задача наставника, руководителя – развитие уверенности людей в своих силах посредством посильных и интересных задач. С постепенным развитием уверенности в себе задачи могут последовательно усложняться так, чтобы их решение потребовало новых самостоятельных усилий [8].
Теория атрибуции. Данная теория впервые упоминается в работах Ф. Гельдера, впоследствии она была представлена Г. Келли. Согласно данной теории, наши прошлые действия и то, какому анализу мы их подвергаем и как мы их интерпретируем, определяют наше поведение в настоящем и будущем. В рамках данной теории выделены три основные составляющие, оказывающие влияние на действия людей: локус, стабильность и управляемость. При этом локус определяет внешние и внутренние причины, стабильность свидетельствует об устойчивости данной причины с течением времени, а управляемость связана с применением волевых усилий [11].
Теория целеполагания. Данная теория связана с именами Лэтхем и Локке, которые считают, что необходимо иметь конкретные цели для определённых действий. Целеполагание основывается на когнитивных процессах, которые связаны с желанием достичь конкретных целей. Цели должны быть реальными и достижимыми, поставленными с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Индивиды при этом должны быть уверены, что смогут достичь данных целей.
Теория планируемого поведения. Данная теория известна с 80-х годов прошлого столетия. В её основе лежит связь между отношением и поведением, которая даёт возможность прогнозировать и объяснить поведение личности в определённых социальных условиях. При этом личностное положительное или негативное отношение к чему-либо определяет, что человек будет делать, а что нет [10].
В целом все перечисленные теории мотивации несут в себе рациональные основы, так что их следует принимать во внимание психологам. Данные теории мотивации могут применяться как самостоятельно, так и в комплексе, поскольку зачастую они дополняют друг друга и не несут в себе противоречий.
Исследование мотивации в отечественной психологии
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.