На протяжении первых шести месяцев 2018 года в регионе было зафиксировано устойчивое понижение объема в промышленном производстве (минус 3% за январь-июнь 2018, — это представляет собой один из наиболее слабых результатов как в Дальневосточном федеральном округе, так и среди российских субъектов). Невзирая на то, что по некоторым критериям (к примеру, по объемам инвестиций в основной капитал, выросшим за первые шесть месяцев на 2,6%) Амурская область показала более положительную динамику, что явилось недостаточным для сохранения места субъекта среди лидеров в рейтинге.
Омская область и Адыгея с «умеренной инвестиционной привлекательностью» (группа IC7) в группе субъектов со «средней инвестиционной привлекательностью» (группа IC6). Драйвер роста экономики представленных субъектов является различным: если Омская область традиционно делает упор на сферу обрабатывающей промышленности, то вторым субъектов активно используется собственное благоприятное географическое расположение в центре Краснодарского края с целью привлечения инвестиций в торговую сферу и сельское хозяйство. По итогу 2017 года как Омская область, так и Адыгея смогли добиться роста инвестиционной активности на уровне выше среднего по стране (плюс 4,6% и плюс 7,4% соответственно). Но за первые шесть месяцев в 2018 году инвестиционная активность в представленных субъектах начала уменьшаться, что говорит о неустойчивости достигнутой рейтинговой позиции регионов и возможности ее понижении в будущем времени.
Брянская и Костромская область перешил из группы субъектов со «средней инвестиционной привлекательностью» (группа IC6) в группу субъектов с «умеренной инвестиционной привлекательностью» (группа IC7). Анализируемые субъекты представляю собой на сегодняшний день инвестиционных «аутсайдеров» европейской части страны. По статистическим сведениям за первые шесть месяцев 2018 года объемы инвестиций в основной капитал в Брянской области сократились на 24%, а в Костромской области – на 23% (в сравнении с 2017 годом). Такой результат нельзя анализировать в качестве случайного колебания: по итогу 2017 года инвестиционная активность в представленных субъектах также достаточно уменьшилась.
Корректировки рейтинговых мест оставшихся субъектов в 2018 году не являются настолько существенными, потому что представляют перемещение внутри укрупненных рейтинговых групп. В трех ситуациях такое перемещение внутри группы было связано с перемещением на ступень выше, а в 13-и – на ступень ниже.
На 1-у ступень (с IC3 до IC2) повысили рейтинг Тюменской области. Отметим, что важным является то, что с 2017 года регион оценивают в рейтинге НРА без учета входящего сюда автономного округа. Таким образом, повышение места субъекта включает в себя, главным образом, развитие промышленной сферы и улучшение инвестиционного климата «южной» части субъекты, а не нефтегазовые ресурсы ХМАО и ЯНАО. По итогу первых шести месяцев 2018 года регион имел хорошую динамику по основным критериям, сюда же входят инвестиции в основной капитал (плюс 43,8%) и промышленное производство (плюс 8,3%). Заметим, что в 2017 году регион имел один из лучших результатов в сфере привлечения прямых иностранных инвестиций, он находился на первом месте в рейтинге «Агентства стратегических инициатив», которое занимается оценкой качества инвестиционного климата и успешностью внедрения «Региональных инвестиционных стандартов».
На 1-у позицию (с IC9 до IC8) были повышены рейтинги Крыма и Севастополя. Представленные субъекты в первый раз вошли в рейтинг НРА в 2017 году, где они оказались в численности аутсайдеров. За минувшее время субъектам, располагающимся на Крымском полуострове, удалось усовершенствовать значения некоторых главных показателей, включающих в себя инвестиционную активность и инфраструктурное развитие. Стоит отметить, что развитие представленных регионов на данном этапе определяет политика федерального центра и его готовность инвестировать деньги в региональное развитие (большинство инвестиций в субъектах отнесены к осуществлению проектов с бюджетным финансированием или с участием государственных компаний). Из-за риска, связанного с непризнанным статусом субъектов и санкционными мерами, привлекательность субъектов для частного инвестора — недостаточно высокая, что подтверждает близкий к нулю приток прямых иностранных инвестиций в 2017-2018 гг.
Понижение рейтинговых мест субъектов можно объяснить следующими факторами: отрицательная краткосрочная динамика основных макроэкономических и инвестиционных показателей. Также отметим более динамичное развитие субъектов-конкурентов (при расчете рейтинга учитывают минимальные, максимальные и средние значения всех показателей среди всех субъектов РФ, что ведет к возможностям ухудшения места субъекта даже в ситуации умеренного роста отдельных показателей его развития).
В 8-и из 16-и субъектов, че место в 2018 году было уменьшено, за первые шесть месяцев в 2018 году было зафиксировано существенное уменьшение инвестиций в основной капитал (на основе 3% прироста по РФ). В оставшихся субъектах рейтинг снизился из-за положительной динамики инвестиций, но в некоторых ситуациях данная динамика меньше среднероссийского уровня, а в остальных ситуациях — результат «эффекта низкой базы». К примеру, в Хакасии двукратное увеличение инвестиционной активности за первые шесть месяцев в 2018 году последовало за устойчивым и существенным сжатием инвестиций в 2016-2017 гг. (табл.).
Таблица
Рейтинг регионов с пониженным рейтингом, за первые шесть месяцев в 2018 году
Регион Изменение рейтинга в 2018 году Индекс инвестиций в основной капитал (1 полугодие 2018)
По всем регионам России 103,2%
Амурская область Понижен 102,6%
Мурманская область Понижен 93,3%
Курская область Понижен 115,5%
Астраханская область Понижен 95,6%
Саратовская область Понижен 121,2%
Коми Понижен 94,7%
Продолжение таблицы
Регион Изменение рейтинга в 2018 году Индекс инвестиций в основной капитал (1 полугодие 2018)
Ставропольский край Понижен 105,7%
Новгородская область Понижен 101,1%
Брянская область Понижен 76,1%
Костромская область Понижен 77,1%
Тверская область Понижен 82,0%
Хакасия Понижен 200,8%
Бурятия Понижен 68,9%
Дагестан Понижен 96,1%
Марий Эл Понижен 125,4%
Курганская область Понижен 121,2%
Исследование и оценка механизмов повышения инвестиционной привлекательности региона (Ленинградская область)
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.