А. Ландж и П. Якубовски впервые обозначили эту разницу и вкладывали в понятие уверенность нечто среднее между неуверенностью и агрессивностью. С развитием теории социальной компетентности, данные ученые-психологи отнесли агрессивность и пассивную неуверенность к частным формам неуверенности в себе, а в более широком смысле — к отсутствию социальной компетентности [28]. Уверенность как основу социальной компетентности рассматривает Л. Краппманн. Он считает, что социальная компетентность выражается в позитивном самоутверждении в реальных жизненных обстоятельствах, в которых самоутверждение и социальное приспособление переплетаются в пропорции присущей данной конкретной ситуации [46].
Представители бихевиорального подхода В. Вендландт и В. Хеферт дают очень интересное объяснение возникновению неуверенности как психоэмоционального состояния. Эти исследователи считают, что если нарушается привычный или запланированный ход деятельности, возникает неуверенность в себе. Также, по их мнению, она может возникать в результате неясных формулировок целей поведения, нереалистичных притязаний, неверной оценки результатов действий, неумения использовать позитивные последствия в качестве «подкреплений» и недостаточной коррекции планов поведения на основе результатов совершенных в прошлом действий [46].
Таким образом, представители бихевиорального подхода неуверенность в себе человека объясняют недостатком или отсутствием социальных навыков и умений, наличием социальных страхов, раскрывают поведенческие проявления уверенности. Уверенный человек, по их мнению, умеет выстраивать межличностные отношения, умеет попросить о чем-либо, а также ответить отказом на чью-либо просьбу. Точка зрения на проблему уверенности представителей другого — когнитивно-бихевиорального подхода неоднозначна. Уверенность либо неуверенность в себе они связывают со способами самовосприятия, с установками в отношении себя, с самооценкой, т.е. как человек оценивает свои личностные качества, способности, поступки и т. д.
Способ самооценки напрямую связывает с социальными страхами Р. Зигмунд. Он утверждает, что испытав страх в определенных социальных обстоятельствах, человек мысленно настроен на то, что не сможет справиться с ситуацией, у него не хватит сил. Человек начинает вести себя неуверенно, возникает ситуация неуспеха, негативный опыт снижает доверие к себе, закрепляет переживание неуспеха. По мнению этого учёного, неуверенность в себе возникает как следствие негативных оценок, «нарушенного образа себя», собственные достижения недооцениваются в сравнении с другими. В результате индивид начинает привычно негативно оценивать себя, свои достижения, способности и цели [46]. С точки зрения социально-когнитивного подхода, представителем которого является А. Бандура, уверенное или неуверенное поведение объясняется тем, что человек пользуется стереотипами поведения, которые преобладают в его социальной среде. Если родители демонстрируют уверенное поведение, то ребенок, подражая им, будет вести себя также уверенно [4]. М. Селигман причины формирования неуверенности соотносит с теорией выученной беспомощности, когда в зависимости от преобладающих реакций социальной среды формируется тот или иной тип поведения.
Если окружение реагирует однообразно на любые поступки человека либо вообще никак не реагирует, то формируется беспомощный тип личности, неуверенной в собственных силах. Такой человек считает, что от него ничего не зависит, он никак не может повлиять на события. [45]. 13 Обращаясь к трудам отечественных ученых, посвященных изучению уверенности в себе и рассмотрению причин, по которым формируется уверенность либо неуверенность, можно отметить, что изучение уверенности в себе ведется преимущественно в рамках социальной и педагогической психологии. Наиболее известны работы К.А. Абульхановой-Славской, В.Б. Высоцкого, Ф.И. Иващенко, Е.А. Серебряковой, Е.П. Щербакова и др. Определение причин неуверенности в себе в работах Ф.И. Иващенко на наш взгляд в некоторой степени созвучно определениям западных исследователей. С его точки зрения, неуверенность в себе и страх являются феноменами одной природы, но разной степени выраженности, связанными с силой нервной системы и с педагогическими нарушениями: завышенными требованиями, запугиванием, наказаниями [17]. А.С. Прангашвили исследовал уверенность в связи с установками, если получаемая информация не противоречит имеющейся установке, то возникает чувство уверенности.
Притязания личности выражают и желаемое, и оценку желаемого по ряду критериев: легкости — трудности, приемлемости — неприемлемости окружающими, значимости — незначимости, ценности (для личности и тех, кто оценивает) или ее отсутствию. Уверенность — неуверенность является параметром саморегуляции. Чем выше уверенность человека, тем он более независим, автономен от внешних оценок своей деятельности [1]. Уверенность в себе, как считает Н.Ю. Будич, является одной из форм субъективной уверенности и представляет собой структурное образование, ядром которого выступает устойчивое позитивное отношение индивида к собственным навыкам, умениям и способностям, проявляющимся в общении и предполагающим его личную вовлеченность. Необходимыми условиями формирования уверенности в себе, согласно Н.Ю. Будич, являются: личный опыт индивида, обратная связь при преобладании позитивного поддержания успешных попыток реализации личных целей [10].
С точки зрения Е.А. Серебряковой, уверенность в себе — это высокая стабильная самооценка, относящаяся одновременно к операциональнотехнической и ценностной сторонам собственного «Я». Её можно измерить по трем позициям: устойчивости (устойчивая, неустойчивая), адекватности (адекватная, неадекватная) и уровню (высокая, средняя, низкая) [17].
Уверенность в себе в рамках этой концепции рассматривается как системное свойство личности, содержащее в своей структуре восемь основных компонентов: установочноцелевой, мотивационный, когнитивный, продуктивный, динамический, эмоциональный, регуляторный и рефлексивно-оценочный. Эти учёные рассматривают уверенность в системе основных свойств личности [25]. А.И. Крупнов и М.А. Селиверстова уверенность в себе относят к категории базовых свойств личности наряду с общительностью, ответственностью, настойчивостью, организованностью, любознательностью и др. Базовые свойства выступают как сквозные, т.е. присущие личности на протяжении всего ее жизненного пути. Они начинают формироваться в раннем детстве. Изучение сочетания и уровня развития базовых свойств в психическом складе индивидуальности позволяет получить объективную качественную и количественную характеристику любого этапа становления личности, возникающих при этом новообразований и достигнутой личностью ступени социально-психологической зрелости [25].
Обобщая точки зрения различных исследователей на сущность и природу уверенности личности, можно сделать следующие выводы:
Исследование эмоциональной сферы человека как его личностного проявления.
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.