В тех случаях, когда разногласия сторон не установлены достаточно ясно, когда позиции сторон неустойчивы и изменчивы, то есть каждая сторона выдвигает свой предмет и объект спора, следует считать, что территориального спора не существует, а имеются разногласия по территориальным вопросам. Подобные разногласия могут вырасти в территориальный спор, но могут быть решены на стадии разногласий.
В характеристике спора Международным Судом ООН существенным является и то, что конфликт взглядов должен быть выявлен и сформулирован до разбирательства в суде. Применительно к территориальным спорам также следует считать, что предмет и объект разногласий, а также позиции сторон должны быть ясными и четкими для того, чтобы было возможным применение мирных средств. Особенно четко этот момент проявляется при обращении к международному арбитражу или суду.
В западной литературе к территориальным спорам иногда относят споры о демаркации границы на местности. Однако при этом имеется в виду не столько спор о демаркации, сколько спор об интерпретации делимитации в целях демаркации. Вполне очевидно, что здесь налицо смешение различных понятий. Если делимитация границы, то есть договорное определение ее направления и положения, вызывает различное толкование, пограничная линия неточна. В этом случае разногласия могут выливаться в территориальный спор, в частности, в спор о положении линии границы. Если же делимитация границы достаточно точна, то спора нет, а весь вопрос сводится к демаркации – установлению границы на местности в соответствии с ее договорным определением. При демаркации, как признает большинство юристов, возможны небольшие отклонения. Например, чтобы не разделить какой-либо населенный пункт, точнее провести границу в соответствии с географическими чертами местности и т.д.
Таким образом, под территориальным спором следует понимать существование сформулированных разногласий относительно ясно выраженного и объективно существующего предмета спора: существования или применения нормы о границе или вопроса о суверенитете над определенной территорией.
Следствием признания территориального спора является, согласно принципу мирного разрешения споров, обязанность сторон урегулировать его мирными средствами, не оставляя нерешенным, или, по крайней мере, стремиться к его решению. Одновременно стороны обязаны воздерживаться от действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности.
Обязанность решать территориальный спор ставит вопрос о выборе одного из мирных средств для его решения и дает возможность одной из сторон предлагать обращение к арбитражу или суду, что невозможно в случае односторонних территориальных претензий.
Признание территориального спора есть признание существования определенной территории, юридическая принадлежность которой окончательно пока не установлена. До тех пор пока это не сделано, стороны должны сохранять существующее положение.
Принципы нерушимости европейских границ и взаимоотношений мирного сосуществования, провозглашенные в Заключительном акте Хельсинкской декларации 1975г., закреплены в Законе о Государственной границе Российской Федерации. В частности, в ст.2 Закона подчеркивается, что Российская Федерация при установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на Государственной границе, а также при регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) РФ и на путях международных сообщений, пролегающих по российской территории, руководствуется принципами взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ, мирного разрешения пограничных вопросов.
В основе любого межгосударственного спора лежат противостоящие друг другу интересы отдельных субъектов, возникший таким образом спор практически всегда затрагивает политические аспекты деятельности государства
Точных критериев определения категории спора доктрина международного права не предлагает, следовательно, ответ на вопрос о преобладании юридического или политического аспектов в территориальных спорах остается дискуссионным.
Таким образом, существование территориальных споров между государствами носит объективный характер и обусловлено различными причинами (этническими, геополитическими и другими противоречиями).
Эскалация территориальных конфликтов чаще всего является лишь фазой общего кризиса в отношениях между сторонами соответствующих споров. Во многих случаях эти споры просто переходят в стадию «замороженного конфликта», так как с политической точки зрения его участникам становится слишком трудно пойти на компромисс, а с военной – слишком опасно силой навязывать оппонентам свою позицию.
Тем не менее, важной задачей мирового сообщества является сохранение мира и недопущение перерастания конфликта вокруг той или иной спорной территории в локальное или даже международное военное столкновение.
Исправление и доработка курсовой работы» Территория государства: правовые и политические проблемы»
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.