Российские ученые А. Копытин, А. Свистовская обобщили основные принципы и рабочие приемы использования арт-терапии в работе как средства развития определенных личностных качеств и умений, предложили подходы к диагностике и коррекции эмоциональных расстройств; А. Серова обосновала эффективность творческих методик в самопознании и личностном росте.
Проанализировав работы А.И. Копытина [1] и Л.Д. Лебедевой [6], выделим наиболее научно аргументированные и значимые преимущества арт-терапии:
1. Арт-терапия создает положительное эмоциональное настроение в группе, формирует активную жизненную позицию, уверенность в своих силах.
2. Арт-терапия, в рамках которой клиенты имеют возможность общаться невербально, облегчает процесс коммуникации со сверстниками, социальным педагогом, психологом.
3. Укрепляет культурную идентичность взрослого способствует преодолению языкового барьера.
4. Предоставляет возможность обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам трудно обсуждать вербально.
5. Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с различными чувствами, исследовать и выражать их в социально принятой форме.
6. Арт-терапия — уникальная возможность для исследования личности. позволяет проецировать мысли и эмоции, которые человек держит в себе.
7. Развивает чувство внутреннего контроля.
8. Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни.
9. Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности.
10. Творческая деятельность как мощное средство сближения людей становится своеобразным «мостом» между педагогом, психологом и клиентом.
Стоит отметить, что в Россию арт-терапия пришла недавно и переживает период становления. Наиболее развиты такие направления арт-терапии как изотерапия и танцевально-двигательный подход.
Определенный интерес для исследования нашей проблемы составляют научные труды А. Л. Вознесенской [3], которая в своей работе выделила следующие особенности арт-терапии:
Арт-терапия как средство самовыражения.
Принято, что в процессе коммуникации люди обычно пользуются вербальными каналами. Однако есть ситуации, когда вербальный способ взаимосвязи действия невозможен (в силу физических недостатков, страха или неумения выразить свое мнение в словах). В этот момент незаменимым становится использование арт-терапии, которая использует язык визуальной, пластической, аудиальной экспрессии. Арт-терапия как средство свободного самовыражения и самопознания является инструментом достижения и гармонизации тех сторон внутреннего мира человека, для выражения которых нет адекватных вербальных средств. Поэтому часто арт-терапия становится единственным способом «связи» между человеком и обществом, психологом и клиентом. Занятия творчеством дает возможность человеку понять и оценить свои чувства, воспоминания, представления о своем будущем, найти время для восстановления жизненных сил и для общения с собой. В ходе арт-терапевтической работы создаются дополнительные возможности для внутриличностной коммуникации, переход на более глубокие уровни взаимодействия с проявлением внутренних (в том числе неосознаваемых) механизмов организации поведения.
Арт-терапия как творчество.
В любой сфере человеческой деятельности необходимо умение принимать творческие решения. Достаточный уровень креативности дает возможность находить эффективные решения и способствует личной профессиональной самореализации и росте. Творчество — это выход за рамки знаний, преодоления и освобождения от ограничений. Творческий процесс является процессом создания принципиально нового продукта, а креативность — способность отказаться от стереотипных моделей мышления и действия.
Арт-терапия как удовольствие.
Известно, что творчество неразрывно связано с понятием удовольствие. Поэтому арт-терапия всегда дает высокий положительный эмоциональный заряд и является самый более безболезненным способом решения проблем.
Арт-терапия как обучение.
Интересным фактом является то, что искусство — есть уникальный способ передачи человеческого опыта. Сегодня в науке по этому вопросу выделяют отдельное понятие — арт-педагогика. Образ становится инструментом общения, а занятия творчеством активизируют и обогащают коммуникативные и креативные возможности человека, способствуют выработке широкого спектра новых способов общения, ориентации на межличностное взаимодействие.
Арт-терапия как игра.
Деятельность, основанная на собственном художественном творчестве, является для большинства людей (кроме профессионалов в этой сфере) необычной, новой, связанной с воспоминаниями детства. Каждый в детстве рисовал, лепил и играл. Игра направлена не на результат, а именно на процесс, это — единственный вид человеческой деятельности, ориентированный на сам процесс. Кроме того, и игра, и ритуал содержат сугубо терапевтический элемент: все возможно, нужна нестандартность, неожиданность, оригинальность. Человек становится свободным от обычных для взрослой жизни форм и способов поведения.
Арт-терапия как метод лечения.
Для начала следует заметить, что лечение связано с духовной целостностью, гармонией духа и тела. искусство психотерапевтическое по своей природе и сути, так как оно занимается проблемами приспособления «Я» личности к окружающей реальности, смыслу существования этого «Я» или внутренним бытием человека. Символический язык изобразительного искусства наиболее подходит для выражения внутренних потребностей. Опираясь на трансцендентные свойства символов и собственный творческий потенциал, личность может достичь самоисцеления. Символические образы включают в себя способы решения внутренних конфликтов личности [3, с. 10 — 12].
Особый интерес для понимания арт-терапии как способа воздействия на личность в исследуемых аспекте имеет работа Л. С. Фирсовой [10]. По мнению автора, арт-терапия адекватна в использовании для решения проблем коммуникативной компетентности, развития внутрисемейного взаимодействия, психической и гендерной идентичности членов семьи, формирования зрелых мужских и женских структур личности в супружеских парах, повышение самооценки, активности, уверенности в поведении.
Основной акцент в арт-терапии семьи ставится на изучение структурно-функциональных особенностей семьи — на проницаемости ее внешних (личных) границ. Наблюдая за этими пределами и используя различные вмешательства, психолог может усиливать или, наоборот, снижать их проницаемость. Арт-терапия семьи обусловливает взаимное раскрытие членов семьи и их освобождение от переживаний. Подводя итоги проведенного теоретического исследования, стоит обратить внимание на то, что в последнее время арт-терапия все шире используется в разнообразных сферах.
Использование произведений искусства в психологическом консультировании
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.