Министерство Финансов РФ
Всероссийская Государственная Налоговая Академия
Финансово-экономический Факультет
Кафедра «Финансы и Кредит»
Курсовая работа
На тему: «Использование финансов для решения социальных проблем»
Выполнил: Азизов А. М.
Проверил: Палагута И. А.
Группа: ФО-306
Москва 2012
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность государственных расходов на социальные нужды
1.1 Понятие «финансы»
1.2 Роль финансов в национальной экономике
Глава 2. Расходы государства на социальные нужды, обзор и анализ
2.1 Общая характеристика
2.2 Обзор расходов по отраслям
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Финансовый кризис 2008-2009 гг. приковал внимание множества людей к финансовым вопросам. Это неудивительно, так как каждый гражданин любой страны мира платит налоги, получает различные пособия от государства, принимает собственные финансовые решения, связанные с сохранением своего имущественного положения, интересуется курсами национальной и мировых валют, интуитивно решает, как уберечь с наименьшим риском свои, часто небольшие, а иногда и очень значительные денежные средства от инфляции.
В условиях кризиса все правительства принимают те или иные решения для минимизации его последствий и стабилизации национальных финансовых систем. Принимаемые меры широко обсуждаются в печати, в парламентах, и, очевидно, каждый человек имеет свое мнение по этим вопросам. Иными словами интерес к финансам и ко всему, что с ними связано, актуален для каждого.
Первый и основной аспект финансовых отношений — это отношения государства и населения, сюда же можно отнести и международные отношения по поводу формирования и использования международных фондов на общие цели — это и есть так называемые государственные финансы. Данный аспект непосредственно связан с процессами развития демократии и гражданского общества, а это расширяет и, в свою очередь, корректирует взгляды на роль государства, его ответственность перед обществом, привлечение к управлению и созданию общественных благ других некоммерческих организаций. Управляя финансами, государство управляет экономикой, управляя экономикой, государство решает социальные проблемы. На примере, практически каждого экономического кризиса, начиная с Великой депрессии, заканчивая последним ипотечным кризисом, мы видим, как с ухудшением экономической ситуации в мире, увеличиваются и социальное недовольство общества, социальные проблемы, криминогенная обстановка.
Современная экономика — это сложный организм, и у этого организма есть своя «кровеносная система», а кровь всей этой системы, сами финансы. Питая нужные части системы, мы можем поддерживать экономический организм в здоровом состоянии, и как следствие, решать все социальные проблемы вызванные недостатками экономической системы.
Глава 1. Сущность государственных расходов на социальные нужды
1.1 Понятие «финансы»
Приступая к рассмотрению темы моей курсовой работы, прежде всего надо ответить на вопрос: что такое финансы?
Термин финансы берет своё начало с 15 века. В средневековой латыни это слово употребляли, как окончание срока оплаты долга, а затем и для документов доказывающих погашение долга. В конце 16 века начали понимать под этим словом совокупность материальных ресурсов принадлежащих государству, в дальнейшем, как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных денежных средств.
Оксфордский словарь, например, содержание понятия «финансы» а — трактует:
1) Как практику обращения с деньгами и управление ими;
2) Капитал, участвующий в каком-либо проекте, и прежде всего капитал, который необходимо получить, чтобы начать новое дело;
3) Денежный заем для определенной цели, особенно сделанный финансовой компанией. Бизнес. Оксфордский словарь. — М.: изд-во РГТУ, 1995. — С.18
В свое время Дж.М. Кейнс также рассматривал финансы как денежную форму капитала. С этих же позиций трактуют понятие «финансы» и множество современных западных ученых. Хикс, Дж. Р. Стоимость и капитал. — М.: Прогресс, 1988. Более определенно трактуют понятие «финансы» З. Боди и Р. Мертон: «финансы — это наука о том, каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени». Однако все это определения не категории финансов как таковых, а лишь предмета изучения финансовой науки. Такая трактовка финансовой науки вполне современна и обоснована, она практически является наиболее приемлемой. Финансы — это стоимостная категория, т.е. не просто деньги, а совокупность денежных отношений (связей), порождаемых и регламентируемых государством. Здесь я хочу подчеркнуть очень важный с точки зрения выделения сущностных признаков финансов момент. Они обладают своим естественным атрибутом — регламентацией денежных отношений государством. Иначе говоря, финансовые отношения (связи) всегда опосредованы определенными правовыми актами, рекомендациями, стандартами, в той или иной степени регламентирующими их.
С развитием акционерных (корпоративных) форм предпринимательства, сращиванием промышленного и банковского капитала, появлением разнообразных институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредником), термин «финансы» вышел за рамки узкого понимания государственных (публичных) финансов. Он стал использоваться в более широком смысле, в частности применительно к финансам хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций). Соответственно сформировались и две относительно самостоятельные науки о финансах: наука о государственных финансах и наука о финансах хозяйствующих субъектов (корпораций).
Первая изучает общественные отношения и наиболее рациональные способы формирования и использования централизованных (общественных) денежных фондов, необходимых для выполнения основных функций государства и муниципальных образований. К централизованным (общественным) фондам относятся бюджеты всех уровней, а также целевые внебюджетные фонды. Вторая исследует наиболее рациональные формы создания и движения денежных потоков и капитала в рамках кругооборота средств отдельного предприятия (корпорации) для обеспечения интересов сравнительного предприятия (корпорации) для обеспечения интересов сравнительно узкого круга собственников и наемных работников. Объединяет эти науки их общая основа изучение способов управления процессами поступления и расходования дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода.
Финансы можно рассматривать и в традициях российской финансовой науки — как совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач. Финансы : учеб. Пособие / под ред. А. М. Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 2007
1.2 Роль финансов в национальной экономике
Роль финансов в национальной экономике трудно переоценить, поскольку только через государственный бюджет (бюджет расширенного правительства) перераспределяется около 40% ВВП. Соответственно через другие звенья финансовой системы распределяется и перераспределяется около 60% стоимости ВВП, охватывая все стадии воспроизводственного процесса и, прежде всего, стадию распределения.
Органы государственного управления осуществляют свою деятельность за счет средств бюджета, внебюджетных фондов, доходов от собственности, продажи рыночных услуг, заимствований. В этот сектор входят бюджетные организации: министерства, службы, агентства, школы, больницы, организации культуры и т.п., а также государственные внебюджетные фонды.
Выполняя функции формирования и использования различных форм накоплений, система финансов осуществляет распределение и перераспределение стоимости общественного продукта в национальной экономике.
Таким образом, финансы, финансовая система создают условия для распределения и перераспределения финансовых потоков в различных секторах экономики, обеспечивая сбалансированность движения этих потоков, как по секторам экономики, так и по всем стадиям формирования и использования валового национального дохода (ВНД).Эффективность этого процесса определяет государственная финансовая политика.
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.
Важнейшим инструментом регулирования развития социальной сферы является бюджет. Необходимость образования бюджетных ресурсов непосредственно вытекает из осуществления государством специфических функций. Имеется в виду потребность финансирования затрат на содержание работников социальной сферы, а также на развитие социальной сферы и объектов ее инфраструктуры.
Ключевая проблема социальной сферы — повышение жизненного уровня людей. В широком смысле уровень жизни охватывает объем и структуру потребления, экономические и производственные условия труда и стимулы к труду, количество и качество свободного времени, изменения в демографических процессах и состав собственности граждан, гарантии материального обеспечения членов общества и семей, другие предоставляемые обществом возможности для всестороннего развития личности. В узком значении уровень жизни представляет систему количественных (натуральных и стоимостных) показателей, характеризующих объем, степень и качество удовлетворения потребностей человека (размер душевого потребления продовольствия и других товаров, обеспеченность семей товарами длительного пользования, культурно-бытового назначения, среднедушевой денежный доход семьи, прожиточный минимум, реальные доходы и другие показатели).
Экономический взгляд на функционирование государства предполагает, что внимание концентрируется на ресурсах, которыми оно распоряжается с целью выполнения возложенных на него функций.
Совокупность всех ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государства, образует общественный сектор хозяйства, объединяющий не только предприятия и учреждения, находящиеся в собственности государства, но и важнейший вид ресурсов в рыночной экономике — денежные средства.
Поэтому ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют государственные финансы, прежде всего государственный бюджет, его доходы и расходы.
Расходы являются одной из важнейших характеристик государственного бюджета. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется вмешательство государства в хозяйственные процессы, реализация экономической и социальной политики государства.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по различным направлениям.
Экономическая сущность расходов государственного бюджета проявляется в том, что они служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики.
Социальная сущность расходов отражается в том, что через них государство осуществляет политику социального маневрирования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Следовательно, расходы государственного бюджета обеспечивают государству осуществление его главных функций и задач.
Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Благодаря финансовому планированию обеспечивается сбалансированность народно-хозяйственных, межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Миляков Н.В. Финансы. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 432 с.
По общественному назначению расходы бюджета государства могут быть поделены на следующие группы:
-· расходы на социальные нужды;
-· внешнеэкономические расходы;
-· экономические расходы;
-· расходы на оборону страны;
-· расходы на управление.
Расходы на социальные нужды — это самый крупный вид расходов. К таким расходам относятся расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование.
Эти расходы позволяют государству поддерживать, развивать и совершенствовать систему социально — культурного обеспечения населения. Кроме того, расходы федерального бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, ведь они опосредованно влияют на общественное производство, т.к. способствуют улучшению качественного состава трудовых ресурсов, создают условия для повышения производительности труда за счет использования его научной организации и передовых научных достижений в этой области. Отдельно следует упомянуть о роли расходов на социально — культурные нужды в ускорении научно-технического прогресса.
Природа этих расходов во многом понятна — конституции многих стран, в том числе и Российской Федерации, провозгласили неотъемлемыми правами граждан права на бесплатное школьное и дошкольное образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение после выхода на пенсию и пр. Кроме того, Российская действительность предъявляет самые жесткие требования к данной группе расходов, во многом обеспечивающих стабильность в обществе, где без усиления социальной ориентации федерального бюджета не обойтись.
Государство не только должно взять на себя финансирование национальных программ развития образования, здравоохранения, культурного, социального обеспечения, но и по мере возможности пополнять этот список новыми видами затрат.
Глава 2. Расходы государства на социальные нужды, обзор и анализ
2.1 Общая характеристика
В 2012 году совокупные расходы бюджетов всех уровней в расчете на душу населения превысят 155,2 тыс. рублей, а к 2014 году — достигнут 182,9 тыс. рублей.
Фактически за эти средства общество «приобретает» у государства общественные услуги — образование, здравоохранение, социальное обеспечение, регулирование экономики, гарантии безопасности и правопорядка, защиту внешнеполитических интересов, гражданских прав и свобод и все то, что не может быть предоставлено рынком и оплачено каждым гражданином по отдельности.
Граждане — и как налогоплательщики, и как потребители общественных услуг — должны быть уверены в том, что передаваемые ими в распоряжение государства средства используются прозрачно и эффективно, приносят конкретные, по возможности измеримые результаты как для общества в целом, так и для каждой семьи, для каждого человека.
Для решения этой стратегической задачи Правительством Российской Федерации с начала 2000-х годов были последовательно утверждены и реализованы среднесрочные программы бюджетных реформ (Программа развития органов федерального казначейства на 2000 -2004 годы, Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 — 2006 годах, Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 — 2008 годах, а также мероприятия по обеспечению реструктуризации бюджетного сектора на 2003-2004 годы).
В 2000 году вступил в силу Бюджетный кодекс Российской Федерации, который определил основные подходы к организации бюджетного процесса для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. В нем постепенно находили отражение различные инструменты, обеспечивающие реализацию программ бюджетных реформ.
Результатом данных реформ стало формирование в Российской Федерации современной системы управления общественными (государственными и муниципальными) финансами путем:
· создания целостной системы регулирования бюджетных правоотношений, установления единых принципов бюджетной системы и четкого определения статуса и полномочий участников бюджетного процесса;
· организации бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
· разграничения полномочий и, соответственно, расходных обязательств и доходных источников публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований);
· ликвидации «необеспеченных федеральных мандатов» и упорядочения основных социальных обязательств;
· введения формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов;
· создания и развития системы Федерального казначейства, обеспечивающей кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств Российской Федерации, управление единым счетом федерального бюджета, формирование достоверной и прозрачной консолидированной бюджетной отчетности;
· установления механизма сбережения нефтегазовых доходов и ограничений дефицита федерального бюджета, направленного на повышение устойчивости бюджетной системы Российской Федерации и снижение влияния на бюджетную систему Российской Федерации внешних экономических рисков;
· поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (приоритетных национальных проектов, докладов о результатах и основных направлениях деятельности, ведомственных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований, государственных (муниципальных) заданий, проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года);
· перехода от годового к среднесрочному финансовому планированию, в том числе утверждению федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период в формате «скользящей трехлетки»;
· создания законодательной базы для развития новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг;
· установления правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд и придание этому процессу публичности;
· создания системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями с использованием инструментов конкурсной поддержки бюджетных реформ.
Новым этапом модернизации управления общественными финансами Российской Федерации стало принятие в 2010 году Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.
Мероприятия Программы направлены на создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Ключевым направлением Программы является переход к утверждению федерального бюджета в «программном» формате.
К настоящему времени Правительством Российской Федерации определен перечень государственных программ Российской Федерации, создана необходимая для их разработки нормативная и методическая база, федеральными органами исполнительной власти проводится подготовка проектов государственных программ Российской Федерации, которая должна быть завершена в декабре 2011 года.
Полностью перейти к программной структуре расходов федерального бюджета планируется с 2013 года.
С этой целью одновременно с проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в Государственную Думу представлено аналитическое распределение расходов федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации.
Бюджетная политика должна быть нацелена на улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 29 июня 2011 года
В основу формирования и реализации бюджетной политики положены стратегические цели развития страны, определенные в Посланиях
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основных положениях Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012-2014 годах» и Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации на период до 2012 года.
Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, в том числе — пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.
2.2 Обзор расходов по отраслям
Основа для решения социальных проблем — высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширение финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность инвестировать в экономику страны. Важное значение для развития бизнеса имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономическую свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа- и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.
Обеспечение достойной, долгой, комфортной и безопасной жизни нынешним и будущим гражданам страны составляет смысл деятельности современного демократического государства. С этой точки зрения весь бюджет России можно назвать бюджетом для граждан. Рост денежного довольствия военнослужащих, заработной платы в бюджетной сфере, повышение доступности и качества бюджетных услуг в социальной сфере и сфере жилищно-коммунального хозяйства, уровня социальной защищенности пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных граждан — основной приоритет бюджетной политики.
В 2012-2014 годах будут расти все основные составляющие расходов по данному направлению. Значительную часть расходов, направленных на достижение цели, составляют трансферты государственным внебюджетным фондам на социальную защиту населения. Результатом последовательного увеличения социальных расходов бюджета будет продолжение повышения уровня жизни населения и снижение доли граждан, живущих за чертой бедности. В 2010 году доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 12,8%. При этом в среднем на душу населения прожиточный минимум в 2010 году составил 5 688 рублей в месяц. В 2011 году эти показатели составят: доля бедного населения — 13,1%, прожиточный минимум — 6 535 рублей. В 2014 году величина прожиточного минимума прогнозируется на уровне 8 594 рублей, при этом доля бедного населения к 2014 году сократится до 12,5%. По итогам 2011 года ожидается увеличение реальной заработной платы на 3,6%, а реальных располагаемых доходов населения — на 1,5%. В 2012-2014 годах прогнозируется рост реальных располагаемых доходов населения в среднем на 5,0% в год, реальной заработной платы — в среднем на 5,7% в год. (приложения 1,2)
Бюджетные ассигнования на оплату труда в 2012-2014 годах определены с учетом решений об индексации фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих с 1 октября 2012 года, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц и выплат, зависящих от размера денежного довольствия (кроме федеральных органов исполнительной власти, в которых предусматривается проведение в 2012 году реформы денежного довольствия) с 1 апреля 2012 года.
Снижение объемов бюджетных ассигнований на денежное содержание федеральных государственных гражданских служащих в 2012 году по сравнению с 2011 годом обусловлено сокращением их численности в 2011-2013 годах на 20 процентов.
Сокращение объемов бюджетных ассигнований на оплату труда работников федеральных государственных учреждений в 2012 году по сравнению с 2011 годом обусловлено, в основном, передачей с 1 января 2012 года в соответствии с законодательством Российской Федерации о разграничении полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации, обеспечения деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования и учреждений, осуществляющие дезинфекционную деятельность, за счет средств субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в связи с переводом финансового обеспечения полиции на федеральный уровень.
Рост расходов на оплату труда судей в 2012 году по отношению к 2011 году связан помимо индексации оплаты труда с выравниванием условий оплаты труда судей системы арбитражных судов применительно к судам общей юрисдикции.
При формировании бюджетных ассигнований федерального бюджета в сфере социального обеспечения в 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов финансово обеспечено исполнение в полном объеме законодательно установленных публично-нормативных и иных социально-значимых обязательств, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций. (приложение 3). При этом в целях сохранения покупательной способности соответствующих выплат предусматривается ежегодное увеличение размеров социальных пособий и компенсаций, исходя из прогнозного уровня инфляции.
Основная часть функций в сфере здравоохранения относится к ведению органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Федеральные расходы на здравоохранение направлены на финансирование федеральных медицинских центров, большинство из которых оказывает высокотехнологичные виды медицинской помощи жителям Российской Федерации, финансирование научных исследований и высшего образования в сфере здравоохранения, борьбу с социально-значимыми заболеваниями, такими как ВИЧ, туберкулез, гепатит В и С, сахарный диабет.
Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение оказания высокотехнологичной медицинской помощи в 2012 году увеличиваются в связи с ростом численности нуждающихся в оказании высокотехнологической медицинской помощи до 335 тыс. человек и предусматриваются в сумме 51,8 млрд. рублей в 2012 году, 50,6 млрд. рублей — в 2013-2014 годах ежегодно.
Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию расходных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан составит в 2012 году 175,7 млрд. рублей, в 2013 году — 124,2 млрд. рублей, в 2014 году — 90,4 млрд. рублей.
В составе указанных бюджетных ассигнований в 2012 — 2013 годах планируется реализовать мероприятия приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».
Одной из приоритетных задач является обеспечение жильем военных. В 2012 году должны быть выполнены все ранее взятые обязательства по обеспечению нуждающихся граждан, уволенных с военной службы и вставших на учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года, постоянным жильем. На указанные цели в федеральном бюджете планируется в 2012 году — 18,6 млрд. рублей, что позволит обеспечить жильем свыше 10 тысяч семей.
В рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы будет продолжена поддержка молодых и многодетных семей в улучшении жилищных условий, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, а также средств материнского капитала. Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, что позитивно повлияет на улучшение демографической ситуации в стране.
Уменьшение объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2012 и 2013 годах по сравнению с 2011 годом связано с завершением в 2011 году мероприятий по обеспечению жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, а также завершением в 2012 году обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы и вставших на учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года.(приложение 4)
Ключевой приоритет государственной политики в сфере образования — повышение качества и уровня образования для всех слоев населения независимо от происхождения, доходов и места жительства граждан.
В последние годы общая численность обучающихся в образовательных учреждениях всех уровней составляла в среднем около 29 млн. человек в год, т.е более 20% населения Российской Федерации. Общая численность обучающихся в учреждениях дошкольного и общего образования составляет около 19 млн. человек, численность студентов учреждений профессионального образования — около 10 млн. человек.
Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение расходных обязательств в сфере образования составит в 2012 году 603,5 млрд. руб., в 2013 году — 558,9 млрд. рублей, в 2014 году — 499,5 млрд. рублей.
Бюджетная политика в сфере образования на планируемый период будет направлена на обеспечение предоставления качественного образования, ориентированного на подготовку квалифицированных специалистов высшего и среднего звена, а также рабочих кадров для инновационной экономики с учетом потребностей рынка труда.
В расходах федерального бюджета на образование наибольший удельный вес составляют расходы на высшее профессионального образование (свыше 70%).
Учитывая значимость подготовки высококвалифицированных специалистов с высшим образованием для экономики страны в 2012-2014 годах, предусматривается продолжение начатой в 2010 году поддержки инновационно-активных вузов, реализации развития кооперации российских вузов и производственных предприятий, привлечения в российские вузы ведущих ученых, развития в них инновационной инфраструктуры, научных проектов, реализуемых совместно с ведущими вузами и ведущими научными организациями. При этом выпуск специалистов с высшим образованием не снизится.
В рамках реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2011-2013 годах из федерального бюджета будут предоставлены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования, включая разработку и реализацию проектов перспективного развития для каждой школы, и обеспечение повышения оплаты труда педагогических работников общеобразовательных школ в объеме 120,0 млрд. рублей, в том числе в 2011 году — 20, млрд. рублей, 2012 году — 60,0 млрд. рублей и в 2013 году — 40,0 млрд. рублей.
С 1 января 2012 года уменьшены расходы федерального бюджета, связанные с обеспечением деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования (29,1 млрд. рублей в 2012 году, 29,9 млрд. рублей в 2013 году, 30,1 млрд. рублей в 2014 году), которые будут осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в результате сокращения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение полиции.
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2012-2014 годах Федеральным бюджетом предусмотрено выделение 99,1 млрд. руб., в том числе в 2012 году — 41,6 млрд. руб., в 2013 году — 37,2 млрд. руб., в 2014 году — 20,3 млрд. руб.
При этом финансовое обеспечение мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» в планируемом периоде будет осуществляться в том числе за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы и Федеральной адресной инвестиционной программы. (приложение 5)
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года культуре отводится «ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний».
Причина исключительной роли культуры при переходе от сырьевой к инновационной экономике заключена в повышении профессиональных требований к кадрам, «включая роль интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества».
В России в настоящее время работают 2500 музеев и 600 государственных и муниципальных театров. По сравнению с началом 1990-х годов, число музеев выросло в 1,9 раза, театров — почти на 40%.
В ближайшие годы объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию расходных обязательств в сфере культуры и кинематографии составит в 2012 году 86,2 млрд. рублей, в 2013 году — 84,6 млрд. рублей, в 2014 году — 82,7 млрд. рублей.
Приоритетными направлениями бюджетной политики на среднесрочную перспективу в сфере культуры и кинематографии будут являться:
-обеспечение сохранности и доступа к культурным ценностям Российской Федерации;
-государственная поддержка творческой деятельности, традиционной народной культуры, современной культуры, творческих проектов для детской и юношеской аудитории;
-государственная поддержка создания кинопроизведений, направленных на формирование ценностных установок, соответствующих стратегическим задачам общества.
Реализация государственной программы «Культура России» к 2020 году позволит создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ и услуг, раскрыть творческий потенциал каждого россиянина, активизировать интеграцию России в мировой культурный процесс, укрепить позитивный образ страны за рубежом.
Реализация государственной программы «Культура России» предполагает создание условий для интенсивного развития отрасли, концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития отрасли, оптимизацию и модернизацию сети государственных и муниципальных учреждений культуры, развитие механизмов конкурсного финансирования государственных и муниципальных услуг в сфере культуры и частно-государственного партнерства. (приложение 6)
Заключение
Социальная политика государства представляет собой систему целей, задач и мероприятий, способствующих повышению уровня жизни и качества жизни граждан, в том числе за счет общественных (государственных и муниципальных) финансов. Результативность социальной политики во многом определяется развитием экономики страны и ростом ВВП, чем богаче страна, тем меньше у неё социальных проблем, с ростом экономики сокращается и преступность, волнения в обществе, и напротив, чем хуже экономическая обстановка в государстве, тем ярче и заметнее становятся социальные проблемы.
Наблюдать это мы можем на примере России, сравнивая статистику преступности, когда показатели преступности возросли почти на 20 процентов в посткризисный период по сравнению с докризисным. (приложение 7) Очевидно, корни большинства социальных проблем исходят из проблем экономических. Неравномерное развитие регионов федерации, вынуждает мигрировать многих граждан из регионов в центр, в столицу, что в свою очередь приводит к недовольству местных жителей. На фоне экономических проблем, начинают развиваться межэтнические конфликты, пик развития которых мы наблюдали 11 декабря 2010 года, когда в Москве на Манежной площади произошёл стихийный митинг русской молодежи, выступавшей против засилья кавказцев в столице. Подобное явление, является следствием, как говорилось раньше, чрезмерной дифференциации в уровне экономического развития центра страны и регионов. По данным интернет издания ЛЕНТА.РУ — средняя заработная плата в Москве в 2011 году выросла на 7 процентов — с 48,5 до 51,1 тысячи рублей Интернет издание RAMBLERMEDIAGROUP — ЛЕНТА.РУ; http://lenta.ru/news/2011/12/22/zarplata/, тогда как поданным федеральной службы государственной статистики РФ, которые обнародовал Росстат, в Дагестане за период с января по сентябрь текущего года среднемесячная зарплата граждан составила 11 974 рубля. Россия должна быть экономически развита всесторонне и повсеместно, особое внимание, государство, должно уделять развитию регионов, регионы России, особенно Дальний Восток, Сибирь, Урал, имеют колоссальный потенциал развития, проблему перенаселения центра страны можно решить, с помощью экономических стимулов, в Советское время данная политика привела к положительным результатам.
Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию расходных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан составит в 2012 году 175,7 млрд. рублей, колоссальные цифры, огромные деньги вкладываются нашим государством на то, чтобы обеспечить каждого нуждающегося гражданина жильём, но доходят ли эти деньги до реальных людей? На начало прошлого года в очереди стояло 120 тысяч московских семей, за год число очередников сократилось на 9 тысяч семей, то есть, в среднем, москвичу приходится ждать квартиру 13 лет.
В бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 29 июня 2011 года, говорится о том, что продолжится устойчивый рост заработной платы в бюджетной сфере. Это действительно так, каждый год в России увеличиваются размеры зарплат бюджетников, увеличиваются пенсии, но если смотреть на этот процесс объективно, разве могут сравниться эти повышения с потерями бюджетником из-за инфляции? Бороться с инфляцией путём повышения заработных плат не совсем эффективно. Корни инфляции лежат гораздо глубже, минимизировать отрицательные эффекты инфляции, можно лишь основательно модернизируя, развивая реальный сектор экономики. Давайте обратим внимание на такой факт, как постоянный рост цен на электроэнергию, спрос на электроэнергию повышается, а новых электростанций практически нет, мы все слышали про трагедию на Саяно-Шушенской ГЭС, когда крупнейший электростанция России была практически полностью разрушена, но много ли мы слышали о новых ГЭС подобного уровня? А ведь подобную ситуацию мы наблюдаем практически во всех отраслях экономики. Решение социальных проблем с помощью финансов должно осуществляться не только поверхностными мерами, такими, как повышение заработной платы или повышением расходов на развитие культуры, а финансированием реального сектора экономики, социально-экономическое развитие РФ не может осуществляться без совокупных мер правового, финансового и административного характера, которые должны осуществляться органами государственной власти и управления. Лишь основательное развитие, реформирование экономики может, в конечном счете, решить социальные проблемы России. Великий психолог Маслоу, говорил о том, что человеческие потребности возникают поочередно, сначала мы стараемся удовлетворить свои базовые физиологические потребности, не удовлетворив их, мы не можем начать думать о более высоких потребностях. Точно также, мы не можем решить социальные проблемы России, не решив экономические, и решение первых лежит непосредственно в решении вторых. Именно поэтому наибольшую роль, в решении насущных общественных проблем, играют финансы, как основной рычаг регулирования экономики.
Список литературы
1. Финансы : учебник / под ред. Проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011;
2. Финансы : учеб. Пособие / под ред. А. М. Ковалевой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2007;
3. Финансы : учебник / Миляков Н.В. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 432 с
4. Доклад Министерства Финансов РФ: «Основные результаты и направления бюджетной политики на 2012 и период до 2014 года» (14.12.2011) http://www1.minfin.ru/ru/budget/policy/
5. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года №371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»
6. Федеральный закон от 20 июля 2011 г. №251-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов»»
7. Интернет издание ЛЕНТА.РУ http://lenta.ru
Приложение 1
Бюджетные ассигнования по направлению «Новое качество жизни», млрд. рублей
Приложение 2
Прогноз повышения уровня жизни населения и снижение доли граждан, живущих за чертой бедности
Приложение 3
финансы бюджет ассигнование социальный
Бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных и иных социально-значимых обязательств, млрд. рублей
Наименование |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||||
проект |
в %% к предыдущему году |
проект |
в %% к предыдущему году |
проект |
в %% к предыдущему году |
|||
Всего |
470,0 |
642,9 |
136,8 |
681,9 |
106,1 |
725,4 |
106,4 |
|
Публичные нормативные обязательства — всего |
321,7 |
517,2 |
160,8 |
539,5 |
104,3 |
568,3 |
105,3 |
|
в том числе: |
||||||||
Пенсии военнослужащим |
286,7 |
470,9 |
164,2 |
493,3 |
104,5 |
521,0 |
105,6 |
|
Компенсация в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий |
11,0 |
13,5 |
89,1 |
14,2 |
105,7 |
14,9 |
104,8 |
|
Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний |
2,9 |
9,8 |
110,3 |
10,3 |
105,6 |
10,8 |
105,0 |
|
Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий |
11,9 |
3,2 |
113,5 |
3,4 |
105,5 |
3,6 |
105,7 |
|
Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов |
0,8 |
0,7 |
86,9 |
0,6 |
93,7 |
0,6 |
93,9 |
|
Стипендии Президента Российской Федерации членам спортивных сборных команд Российской Федерации и их тренерам |
1,2 |
1,2 |
100,0 |
1,2 |
100,0 |
1,2 |
100,0 |
|
Иные выплаты, пособия и компенсации |
7,2 |
18,0 |
250,0 |
16,5 |
91,7 |
16,2 |
98,2 |
|
Иные социально-значимые обязательства: |
148,3 |
125,7 |
84,8 |
142,4 |
113,3 |
157,1 |
110,3 |
|
Реализация государственной политики в области содействия занятости населения |
74,2 |
46,5 |
62,7 |
46,3 |
99,6 |
46,3 |
100,0 |
|
Пособия и компенсации военнослужащим, приравненным к ним лицам, а также уволенным из их числа |
7,3 |
0,2 |
2,3 |
0,2 |
105,9 |
0,2 |
105,6 |
|
Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих |
28,7 |
42,5 |
147,9 |
59,3 |
139,7 |
73,4 |
123,7 |
|
Оплата военнослужащим стоимости путевок для их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей |
5,8 |
3,9 |
67,2 |
3,8 |
97,3 |
3,8 |
100,0 |
|
Выплата региональной доплаты к пенсии |
6,9 |
7,3 |
105,8 |
7,7 |
105,5 |
7,7 |
100,0 |
|
Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
6,8 |
6,8 |
100,0 |
7,1 |
105,3 |
7,5 |
105,5 |
|
Иные выплаты, пособия и компенсации |
18,6 |
18,7 |
100,5 |
18,1 |
96,8 |
18,3 |
101,3 |
Приложение 4
Бюджетные ассигнования на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, млрд. рублей
2011 год сводная бюджетная роспись |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|||||
проект |
в %% к предыдущему году |
проект |
в %% к предыдущему году |
проект |
в %% к предыдущему году |
|||
ВСЕГО |
312,0 |
175,7 |
56,3 |
124,2 |
70,7 |
90,4 |
72,8 |
|
в том числе: |
||||||||
ФЦП «Жилище» на 2011 — 2015 годы |
52,1 |
51,7 |
99,0 |
41,0 |
80,4 |
40,9 |
99,8 |
|
Обеспечение жильем в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» |
4,5 |
4,5 |
100,0 |
4,5 |
100,0 |
— |
— |
|
Обеспечение жильем в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические» на 2009-2013 годы |
3,7 |
3,9 |
105,4 |
3,6 |
92,1 |
— |
— |
|
Обеспечение жильем в рамках ФЦП «Юг России (2008-2013 годы)» |
2,8 |
0,7 |
25,0 |
0,1 |
14,3 |
— |
— |
|
Обеспечение жильем в рамках ФЦП «Развитие судебной системы России» на 2007 — 2012 годы |
0,4 |
0,1 |
37,8 |
— |
— |
— |
— |
|
Обеспечение военнослужащих ФОИВов, в которых предусмотрена военная служба, служебным и постоянным жильем |
165,2 |
75,5 |
45,7 |
58,3 |
77,2 |
33,2 |
56,9 |
|
Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» |
50,5 |
18,0 |
35,6 |
4,4 |
24,4 |
4,4 |
100,0 |
|
Обеспечение имеющих специальные звания сотрудников ФОИВов, в которых предусмотрена служба, приравниваемая к военной, служебным и постоянным жильем |
6,5 |
10,5 |
161,5 |
5,5 |
52,4 |
5,5 |
100,0 |
|
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот |
6,2 |
6,2 |
100,0 |
6,2 |
100,0 |
6,2 |
100,0 |
|
Иные |
20,1 |
4,7 |
23,4 |
0,6 |
12,8 |
0,2 |
33,3 |
|
Справочно: |
||||||||
Бюджетные ассигнования на реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» |
174,8 |
139,0 |
77,6 |
89,9 |
65,0 |
65,7 |
93,4 |
Приложение 5
Бюджетные ассигнования на реализацию приоритетного национального проекта «Образование» в 2012-2013 годах и длящихся мероприятий в 2014 году, млрд. руб.
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|||||
проект |
в %% к предыдущему году |
проект |
в %% к предыдущему году |
проект |
в %% к предыдущему году |
|||
Всего |
41,7 |
41,6 |
99,8 |
37,2 |
89,4 |
20,3 |
54,6 |
|
в том числе: |
||||||||
Направление 1. Обеспечение доступности дошкольного образования |
0,6 |
0,1 |
17,1 |
0,1 |
95,2 |
0,0 |
0,0 |
|
Модернизация муниципальных систем дошкольного образования (ФЦПРО) |
0,6 |
0,1 |
17,1 |
0,1 |
95,2 |
0,0 |
0,0 |
|
Направление 2. Достижение стратегических ориентиров, заявленных в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» |
15,1 |
14,5 |
96,0 |
12,0 |
82,8 |
11,8 |
98,3 |
|
Ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство |
11,4 |
11,4 |
100 |
11,4 |
100,0 |
11,4 |
100 |
|
Формирование общероссийского кадрового ресурса, обеспечивающего развитие системы образования (ФЦПРО) |
0,0 |
0,0 |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
Распространение на территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования (ФЦПРО) |
0,3 |
0,2 |
72,7 |
0,2 |
95,1 |
0,0 |
0,0 |
|
Развитие дистанционного образования детей-инвалидов |
2,5 |
2,5 |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
Государственная поддержка талантливой молодежи |
0,2 |
0,2 |
100,0 |
0,2 |
100,0 |
0,2 |
100,0 |
|
Установление ежегодного поощрения лучших учителей |
0,2 |
0,2 |
100,0 |
0,2 |
100,0 |
0,2 |
100,0 |
|
Формирование системы взаимодействия ведущих университетов и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на поддержку одаренных детей (ФЦПРО) |
0,2 |
0,0 |
20,0 |
0,0 |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
|
Совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях |
0,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
,0 |
||
Направление 3. Развитие инновационного характера профессионального образования как основы становления экономики знаний |
24,7 |
25,3 |
102,4 |
23,3 |
92,1 |
8,4 |
36,1 |
|
Развитие сети национальных университетов и других образовательных учреждений — поддержка программ развития ведущих российских университетов |
22,2 |
20,9 |
94,1 |
18,9 |
90,4 |
8,3 |
43,9 |
|
Создание бизнес-школы мирового уровня (строительство и реконструкция объектов для размещения Высшей школы менеджмента ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет» |
1,0 |
2,9 |
290,0 |
3,0 |
103,4 |
0,0 |
0,0 |
|
Организация обучения на подготовительных отделениях вузов лиц, отслуживших не менее 3-х лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации |
0,1 |
0,1 |
100,0 |
0,1 |
100,0 |
0,1 |
100,0 |
|
Развитие региональных систем профессионального образования, укрепление базовых учреждений начального и среднего профессионального образования (ФЦПРО) |
1,4 |
1,4 |
100,0 |
1,3 |
92,9 |
0,0 |
0,0 |
|
Направление 4. Развитие информационно-коммуникационных технологий в образования |
1,2 |
1,5 |
124,0 |
1,6 |
106,7 |
0,0 |
0,0 |
|
Создание основанной на ИКТ системы управления качеством образования обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам (ФЦПРО) |
1,2 |
1,5 |
124,0 |
1,6 |
106,7 |
0,0 |
0,0 |
|
Направление 5. Организационно-аналитическое сопровождение мероприятий проекта |
0,1 |
0,1 |
100,0 |
0,1 |
76,9 |
0,1 |
100,0 |
Приложение 6
Основные параметры реализации государственной программы «Культура России», в %
Приложение 7
Состояние преступности в РФ за 2007-2011 г.