Вместе с тем даже у Великобритании, верного союзника США, чьи солдаты приняли участие в военной операции против Ирака, появились разногласия с иракской политикой Буша. В своем письме на имя председателя СБ британский представитель в ООН Д. Гринсток отметил, что военные действия должны лишь заставить Ирак выполнить обязанности по разоружению, изложенные в резолюциях СБ. В его послании ничего не говорилось о необходимости смены правящего режима.
Директор американской разведки Д. Негропонте сослался на Резолюцию № 687 от 1991 г. Она возложила на Ирак ряд обязательств, выполнение которых являлось условием прекращения огня. Ирак нарушил их. Но даже в этом случае агрессивная политика США не могла быть оправдана. Если даже положения резолюций не были соблюдены, только Совет Безопасности мог решить, наказывать нарушителя или нет. [6, с. 68]
В результате двадцатидневной войны режим Саддама Хусейна был свергнут. За время боевых действий в Ираке Совет Безопасности ООН принял всего одну резолюцию № 1472 от 28 марта 2003 г. Согласно положениям Женевской конвенции, оккупирующая держава обязана была при помощи всех имеющихся средств обеспечить снабжение гражданского населения продовольствием и санитарными материалами. Данный вопрос и был рассмотрен. Предполагалась дополнительная финансовая и экономическая помощь Ираку. Было решено установить как внутри Ирака, так и за его пределами альтернативные пункты для доставки и инспектирования гуманитарных предметов и оборудования, поставляемых по линии Программы.
Иракская экономика испытывала негативное влияние санкций еще до войны 2003 г., но боевые действия нанесли серьезный урон инфраструктуре Ирака, поставив большую часть его населения на грань гуманитарной катастрофы. Наиболее сложная ситуация с водообеспечением сложилась на юге страны, ставшем главной ареной боевых действий на протяжении трех недель войны. Здесь инфраструктура городов оказалась практически полностью разрушенной, что крайне негативно повлияло на санитарную обстановку. [12, с. 221]
В Резолюции СБ ООН № 1483 от 22 мая 2003 г. был подтвержден статус США и Великобритании как оккупационных держав и признаны определенные полномочия и обязанности «Администрации» — объединенного командования оккупирующих держав. Фактически это создало легитимную основу для дальнейшего присутствия войск США в Ираке, а, следовательно, и для вмешательства в политическую жизнь государства. Основной функцией Администрации являлось «содействие благополучию народа Ирака путем эффективного управления территорией». [7, с. 98]
В Резолюции также были обозначены основные шаги по восстановлению экономики Ирака и по налаживанию мирной жизни. Запреты на экспорт, за исключением «продажи или поставок Ираку оружия и связанных с ним материальных средств», были отменены. Создавался Фонд развития Ирака. Его средства должны использоваться для «удовлетворения гуманитарных потребностей иракского народа, для экономической реконструкции и восстановления инфраструктуры Ирака, для продолжения разоружения Ирака и для покрытия расходов иракской гражданской администрации».
16 октября 2003 г. Совет единогласно принял Резолюцию № 1511. В первом пункте документа говорилось о временном характере полномочий коалиционной временной администрации. Она должна была прекратить свою деятельность, когда правительство, созданное народом Ирака, будет приведено к присяге и возьмет на себя ее функции. Меры по поддержанию безопасности и стабильности должны были осуществлять многонациональные силы (МНС) под единым командованием. В одном из последних пунктов Резолюции говорилось о том, что Соединенные Штаты от имени МНС должны докладывать Совету Безопасности о достигнутом прогрессе. По сути дела этот пункт стал признанием главенства США среди государств, оккупировавших Ирак. Таким образом, администрация США добилась поставленных целей. Режим Саддама Хуссейна был свергнут, что открыло путь в Ирак американским нефтяным компаниям. В связи с общей неблагоприятной обстановкой в стране, сложившейся после войны, стремительного роста иракской экономики ожидать не приходилось, однако снятие санкционных барьеров способствовало расширению торговых отношений между Ираком и западными странами.
Ирако-иранские отношения после американской операции 2003 г.
- Фаина Сафонова
- Международные отношения
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Фаина Сафонова
Работаю преподавателем и аспирантом, мне 28. Закончила РАНХиГС, факультет международных отношений и политических исследований. Кроме основной работы подрабатываю школьным репетитором и автором в компании «Диплом777». Люблю свою работу за то, что могу делиться знаниями со школьниками и студентами всей страны.