По методу воздействия на инвестиционные процессы инструменты можно разделить на прямые и косвенные. Из вышеуказанных, пожалуй, только госзаказ и прямое финансирование могли бы быть причислены к прямым методам инвестиционного регулирования. Но из изложенных позиций сам институт госзаказов и финансирования может быть причислен к макроэкономическим инструментам с определенной натяжкой. Требования перехода первоначальных инвестиций во вторичные, постоянство действия и предсказуемость результата с работой не всегда соотносятся с госзаказом и целевым финансированием. Вместе с тем, практическое отсутствие инструментов прямого действия в наборе инструментов инвестиционного регулирования — важнейшая его характеристика [8, с.241]. Ниже будет показано, что в ряде случаев именно этот факт делает набор классических инструментов неработоспособным.
Экономические системы неоднородны и их устройство разное. В связи с тем, что существуют различные по качеству рыночные экономические системы, необходимо обосновать возможности использования в каждой из них тех или иных макроэкономических инструментов.
Все рыночные экономики на сегодня делятся на три уровня. Два крайних из них легко определяются: высокоорганизованные экономические системы, где инструменты работают в полной мере и уже исторически подтвердили свою ценность и значимость; слабоорганизованные рыночные системы, характерные для менее организованных в этом плане стран и экономик развивающихся уровня Непала или Пакистана; ряд стран занимает промежуточное положение между высокоорганизованными рыночными системами и слабоорганизованными — их относим к экономикам среднего уровня организации рыночной системы [12, с. 87].
Даже такая условная, но фактически качественная классификация позволяет на модельном уровне сделать значимые выводы о сфере существования того или иного макроэкономического инструмента. Причем ограничения на их использование вытекают из особенностей функционирования экономик трех выделенных уровней.
Анализ показывает что, все принятые в экономической науке инструменты хорошо работают в развитых экономиках, в экономиках так называемых слаборазвитых стран и в экономиках нерыночных — они практически не действуют. Не вызывает сомнения, что экономическая система основывается на беспрерывном взаимном приспособлении экономических агентов, рационально сопоставляющих свои расходы и выгоды в ходе взаимодействия с другими агентами с целью увеличения собственной чистой выгоды и соблюдая при этом определенные «правил игры» Но, отталкиваясь от тех же исходных попыток, различные экономические школы получают разные выводы. Так, монетаристский подход влияния государства на инвестиционную активность с середины 70-х годов пользуется наибольшей популярностью. Он определяется следующим образом: «Монетаристы исходят из того, что рынок представляет собой саморегулирующуюся систему и способен сам выйти на те пропорции, которые обеспечат эффективное развитие. Поэтому рынку не следует мешать. Государство, поддерживая малоэффективно производство дешевым кредитом, идет против его требований … Фридмен рекомендует использовать дорогой кредит, повысив для этого дисконтную ставку процента. Эффективных производителей, которые остались на рынке, государство может стимулировать льготной налоговой политики. Это усилит стимулы их деловой активности, и, как следствие, возникнет ситуация, что будет способствовать развитию производства и инвестированию. На этой основе может увеличиться совокупное предложение товаров, исчезнет безработица» [11, с. 139].
То есть монетаристский подход сводится к тому, что за счет ужесточения кредитно-денежной политики (повышенная ставка процента r) экономически неэффективные предприятия будут разоряться, а более эффективные смогут продолжать свое существование. Таким образом, средний уровень эффективности в экономике повысится. Речь, по сути, идет о том, чтобы сконцентрировать инвестиции и развивать наиболее эффективные предприятия. Подсознательно имеется понимание того, что более эффективный производственный комплекс «вытянет» на себе через некоторое время и всю экономику.
Инвестиции как объект государственного регулирования
- Валерий Некрасов
- Экономика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Валерий Некрасов
Более 15 лет назад окончил РУДН, факультет физико-математических и естественных наук. По специальности работаю 10 лет – я преподаватель, моя научная степень кандидат наук. Написал 8 научных статей и в данный момент работаю над диссертацией. В свободное время работаю на этом сайте, помогаю студентам с курсовыми и дипломными. Люблю свою работу за то, что учащиеся благодарны за подаренные знания.