Главное в уроке иностранного языка – это атмосфера общения. Она обязательно должна стать дружеской и полноправной. Более того, «современный урок должен стать уроком творческой дружбы учителя и ученика» [4, с. 90]. Атмосфера общения нужна для того, чтобы создать условия, адекватные, подобные реальным: иначе получается, что мы обучаем общению вне общения [11, с. 56]. Задача учителя состоит в том, чтобы придать обучению (как специально организованному процессу) характер, форму общения. Формы общения могут быть разными.
Очень эффективно сочетать индивидуальные формы обучения с коллективными. При коллективной форме урока вся группа выполняет одно и тоже задание. Это объединяет учащихся и дает четкую организацию самому уроку.
1.2 Сущность интерактивного обучения
Существует три основных модели обучения:
— пассивная;
— активная;
— интерактивная (рис. 1).
Рисунок 1. Модели обучения
Пассивная модель обучения предполагает монолог учителя,
который с помощью видеофильмов, текста учебника, лекции и демонстрации преподносит учащимся учебный материал. Опрос учащихся при такой модели обучения происходит посредством самостоятельных и контрольных работ, тестов и т.д. С помощью такой формы обучения учитель может преподнести ученикам большое количество учебного материала. Однако учащиеся не втянуты в учебный процесс и не всегда внимательно слышат и запоминают то, что им говорит педагог.
При активной модели обучения происходит диалог учителя и учеников. Происходит беседа, дискуссия, фронтальный опрос.
Интерактивная модель обучения – это полилог, при которой происходит общение учителя и учеников, а также учеников между собой. При такой модели обучения проводятся деловые и ролевые игры, фронтальные опросы, дебаты, круглые столы.
Интерактивный метод считается современной формой обучения. Интерактивное обучение это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную цель – создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальные возможности. Ученик при такой форме обучения считает себя искателем знаний[5, с. 59].
Интерактивный метод обучения следует вводить постепенно. У учащихся должен быть приобретен опыт такой работы.
Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. С помощью этих упражнений не только закрепляется изученный материал, но и изучается новый. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания.
В современной педагогической науке нет единой классификации интерактивных методов обучения.
А. П. Панфилова подразделяет интерактивные методы обучения на:
— радикальные (дистанционное обучение, конференции, игры и т.д.);
— комбинаторные (лекция-диалог, лекция вдвоем и т.д.);
— модифицирующие методы (деловая игра и т.д.).
Т.С. Панина, Л. Н. Вавилова подразделяют интерактивные методы обучения на:
— дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики);
— игровые (дидактические и творческие игры);
— тренинговые (коммуникативные и сензитивные тренинги).
Ю. В. Гущин выделяет дискуссию, игру, тренинг, кейс-технологию, проект и портфолио.
Е. А. Реутова выделяет игровые (деловая учебная игра, ролевая игра, психологический тренинг) и неигровые методы (анализ конкретных ситуаций), групповые дискуссии, мозговой штурм, методы кооперативного обучения.
Т.Л. Гурулева предлагает следующую классификацию:
— дискуссионные методы;
— игровые методы;
— проектные методы;
— методы моделирования;
— метод кейсов;
— тренинговые методы;
— метод портфолио;
— метод мастер-класса.
Интерактивный метод обучения имеет следующие преимущества:
— выбор различных способов деятельности для достижения результата;
— развитие коммуникативных умений и навыков;
— развитие социальных навыков: гибкость, быстрота;
— развитие мышления;
— уважение к чужому мнению, умение эффективно работать в группе[3, с. 64].
Именно интерактивные методы позволяют создать среду, в которой одновременно усваиваются как теория, так и практика. Это немаловажно в развитии мировоззрения, логического мышления, формировании характера, критического мышления; интерактивное обучение позволяет выявлять и реализовывать индивидуальные возможности. При таком обучении ученики самостоятельно ищут связь между новыми и полученными ранее знаниями, принимают альтернативные решения, делают «открытия», учатся высказывать свои мысли, идеи, приобретают навыки сотрудничества.