На первом этапе формируется базовый уровень интеллектуального капитала, который является необходимой основой для дальнейшего развития, как личности, так и ИК. Субъектами, формирующими интеллектуальный капитал на данном уровне, являются дошкольные и школьные учреждения. Результаты системы обучения представляют собой конкретные достижения и аттестаты о среднем образовании. Необходимо заметить, что при дальнейшем развитии ИК значение данного уровня снижается и по результатам данного уровня оценка трудовых ресурсов работодателями производится редко.
Исключение составляют трудовые ресурсы, которые выходят на рынок труда с о средним уровнем образования. В данном случае при развитии на предприятии интеллектуального капитала необходимо учитывать, что данная категория трудовых ресурсов требует максимальных затрат на обучение, по сравнению с другими категориями.
При развитии ИК с участием инвестиции работодателя, необходимо экономическое обоснование данных мероприятий.
На следующем этапе формирование индивидуального интеллектуального капитала происходит во время получения среднее профессионального и высшего образования, представленного в виде программ обучения «бакалавриат» и «магистратура».
На данном этапе происходит формирование и развитие интеллектуального капитала индивида на профессиональном уровне: развитие навыков, умений, приобретение профессиональных знаний. Помимо документов об образовании каждый индивид имеет возможность участия в научных конференциях и публикации научных статей, что является непосредственными элементами индивидуального интеллектуального капитала. Данные аспекты обуславливают возможность повышения конкурентоспособности потенциальных трудовых ресурсов на рынке труда.
Особое место на данном уровне имеют выпускные квалификационные работы, в которых индивид решает конкретные проблемы и разрабатывает рекомендации в профессиональной сфере. При этом стоит отметить, что уровень сложности в работах баклавратуры и магистратуры различен. Тем самым индивид повышает уровень своих интеллектуального и человеческого капиталов.
Немаловажным аспектом формирования ИК на данном этапе является возможность получения различного рода сертификатов, по изучению различных программ, и прохождения стажировок. Стажировки, подтвержденные формальными элементами ИК, отражают не только формирование и развитие последнего, но учувствуют в развитии человеческого капитала на индивидуальном уровне, в силу первичного формирования навыков и опыта определенного вида трудовой деятельности.
Третий этап формирования интеллектуального капитала происходит на расширенном профессиональном уровне. На данном этапе интеллектуальный капитал человека, формирование которого происходит на протяжении первых двух этапов, становится частью интеллектуального капитала предприятия.
Формирование интеллектуального капитала происходит за счет развития профессиональных компетенций в институтах дополнительного образования, возможно аспирантуре, во время прохождения обучения в корпоративных университетах, программ МВА, повышения квалификации и других формах системы образования. Стоит отметить, что определенный уровень ИК является необходимым условием для занятия вакантной должности на предприятии, которое отражено в требованиях к данной должности.
В процессе осуществления трудовой деятельности у предприятия либо возникает необходимость в развитии ИК работника, что требует дополнительных затрат и имеет своей целью повышение ИК предприятия, либо работодатель отказывается от повышения уровня ИК, при достижении заданных параметров качественных характеристик трудовых ресурсов предприятия.
В процессе трудовой деятельности ИК работника представляет собой составную часть человеческого капитала работника. Человеческий капитал является более расширенным понятием и включает в себя не только нематериальные активы, но и накопленный человеком определенный запас здоровья, знания, навыки, способности, мотивации, которые при эффективной системе управления должны вести к росту квалификации работника.
Таким образом, ИК, являясь неотъемлемой частью человеческого капитала работника, может рассматриваться и как один из элементов оценки эффективности использования трудовых ресурсов. В силу того, что при повышении квалификации либо образовательного уровня уровень ИИК возрастает. При этом необходимо рассматривать вопрос экономического обоснования инвестиций и мероприятий в отношении развития ИИК и человеческого капитала предприятия.
Интеллектуальный капитал как фактор экономического роста.
- Фаина Сафонова
- Международные отношения
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Фаина Сафонова
Работаю преподавателем и аспирантом, мне 28. Закончила РАНХиГС, факультет международных отношений и политических исследований. Кроме основной работы подрабатываю школьным репетитором и автором в компании «Диплом777». Люблю свою работу за то, что могу делиться знаниями со школьниками и студентами всей страны.