Иерархические модели являются многоуровневыми, объединяя факторы интеллекта разного уровня обобщенности умственных способностей (Ч. Спирмен, Ф. Вернон, П. Хамфрейс, Д. Векслер, Р.Б. Кэттелл). Факторы взаимозависимы: уровень развития общего фактора связан с уровнем развития частных факторов. На вершине модели Ч. Спирмена находится генеральный G-фактор, общая способность. G-фактор определяется автором данной концепции как общая «умственная энергия», которой в равной мере наделены люди и которая в той или иной степени влияет на успех выполнения любой деятельности. Далее следуют «групповые факторы интеллекта», представляющие механические, арифметические и вербальные способности. В основании модели находятся S-факторы – специальные способности, специфические для конкретной деятельности [29].
Огромное значение имеет Аналогично модель Д. Векслера, включающая такие важные показатели развития интеллекта человека, как его уровни. По Д. Векслеру, важными уровнями развития интеллекта являются такие: уровень общего интеллекта, уровень «групповых» факторов – невербального и вербального интеллекта и уровень специфических факторов, соответствующих отдельным субтестам. Опираясь на многоуровневую систему развития интеллектуальных способностей, становится возможным разнонаправленное углубленное их диагностирование, подразумевающее выявление преобладающего уровня интеллекта не только у отдельно взятой личности, но и в каждом конкретном возрастном периоде [3]. Так, например, в старшем дошкольном возрасте отмечается разнонаправленность в преобладании того или иного уровня выраженности интеллектуальных способностей. Это выражается в том, что у одного ребёнка в качестве важного и значимого может преобладать социальный интеллект, благодаря чему, ребёнок при помощи построения речевых высказываний, своей речевой активности повышает свой умственный интеллектуальный потенциал. В другой ситуации у более замкнутого ребёнка, о более погруженного в себя, в свой внутренний мир, могут преобладать именно технические (математические) способности, свидетельствующие о преобладание в картине психических поведенческих проявлений логических мыслительных умственных операций, которые и подвергаются диагностированию при помощи различных тестов и методик [27].
В ряде теорий уровень интеллектуальных способностей связывается с особенностями организации индивидуальной базы знаний (Р. Глезер, М. Чи, Дж. Кэмпион). С точки зрения представителей данной научной концепции Система знаний – структура семантических данных (“семантические сети”), посредством которых субъект строит свои собственные представления о происходящем, а также правила, при помощи которых субъект использует имеющиеся у него сведения. Для объяснения интеллектуальной продуктивности важным является способы хранения и воспроизведения знаний [14].
Так, например, процесс решения задачи опосредуется качеством репрезентации проблемы, что, в свою очередь, обусловлено имеющимися у субъекта знаниями и способами, которыми это знание организовано. Показателем уровня организации базы данных являются их легкодоступность и пригодность к применению. В качестве критерия развития интеллекта выступает компетентность, проявляющаяся в уровне понимания проблемы, опытности при выполнении сложных действий, эффективности суждений и оценок [27]. Всё это убедительно показывает, что интеллектуальное развитие ребёнка старшего дошкольного возраста имеет свои приоритеты и способности. Это выражается в том, что, несмотря на диагностирование интеллектуальных способностей у старших дошкольников, особую значимость приобретает многоуровневость в плане их описания и интерпретации. Это выражается в том, что у разных людей на разных возрастных этапах (в том числе и на этапе дошкольного детства) в качестве базового значимого всегда выделяется только один уровень, который и определяет интеллектуальные способности. Многоуровневость интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста, как и у представителей иных возрастных категорий, можно отнести к следующему: [20]
Очень высокий уровень интеллектуального развития, предполагающий, что человек (ребёнок дошкольник) очень быстро и грамотно выполняет любое предлагаемое задание, способен самостоятельно принимать решения в сложных жизненных ситуациях;
Высокий уровень интеллектуального развития. Личность с подобным уровнем имеет смешанный тип развития мыслительных умственных операций. Это выражается в том, что изначально в качестве преобладающего может быть какой-то один вид мыслительной деятельности (гуманитарный, логический, технический), либо преобладание мыслительных операций смешанного характера.
Средний уровень. Наличие его свидетельствует о том, что на каком-то этапе развития человека (ребёнка старшего дошкольного возраста) в интеллектуальном плане произошёл сбой, что в свою очередь отрицательно повлияло на характер формирования интеллектуальных операций. В данной ситуации человек, независимо от возраста, нуждается в создании специальных корригирующих условий, направленных на повышение уровня выраженности интеллектуального развития в целом.
Низкий уровень интеллектуального развития, предполагающий сужение сферы разнонаправленных интересов человека. Если говорить о дошкольниках, то в картине психических поведенческих их проявлений можно отметить, что сам характер интеллектуальной деятельности осложнён разного рода стереотипными действиями и операциями, затрудняющими усвоение нового понятийного важного.
Очень низкий уровень интеллектуального развития. Представители данного уровня легко попадают в категорию дезадаптированных в личностном и психическом плане, в связи с чем, важность приобретает именно психологическая помощь, воздействие на уже сформированные логические операции.
Таким образом, существующее в науке многообразие различных теоретических концепций позволяет сделать вывод о том, что в жизни человека интеллектуальное развитие играет далеко не последнюю роль. В зависимости от возраста, уровень овладения ребёнком интеллектуальными операциями усложняется, изменяется число одномоментного решения ребёнком интеллектуальных задач, а развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста становится важным звеном всестороннего воспитания ребёнка.
Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.