Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Иерархические модели являются многоуровневыми, объединяя факторы интеллекта разного уровня обобщенности умственных способностей (Ч. Спирмен, Ф. Вернон, П. Хамфрейс, Д. Векслер, Р.Б. Кэттелл). Факторы взаимозависимы: уровень развития общего фактора связан с уровнем развития частных факторов. На вершине модели Ч. Спирмена находится генеральный G-фактор, общая способность. G-фактор определяется автором данной концепции как общая «умственная энергия», которой в равной мере наделены люди и которая в той или иной степени влияет на успех выполнения любой деятельности. Далее следуют «групповые факторы интеллекта», представляющие механические, арифметические и вербальные способности. В основании модели находятся S-факторы – специальные способности, специфические для конкретной деятельности [29].
Огромное значение имеет Аналогично модель Д. Векслера, включающая такие важные показатели развития интеллекта человека, как его уровни. По Д. Векслеру, важными уровнями развития интеллекта являются такие: уровень общего интеллекта, уровень «групповых» факторов – невербального и вербального интеллекта и уровень специфических факторов, соответствующих отдельным субтестам. Опираясь на многоуровневую систему развития интеллектуальных способностей, становится возможным разнонаправленное углубленное их диагностирование, подразумевающее выявление преобладающего уровня интеллекта не только у отдельно взятой личности, но и в каждом конкретном возрастном периоде [3]. Так, например, в старшем дошкольном возрасте отмечается разнонаправленность в преобладании того или иного уровня выраженности интеллектуальных способностей. Это выражается в том, что у одного ребёнка в качестве важного и значимого может преобладать социальный интеллект, благодаря чему, ребёнок при помощи построения речевых высказываний, своей речевой активности повышает свой умственный интеллектуальный потенциал. В другой ситуации у более замкнутого ребёнка, о более погруженного в себя, в свой внутренний мир, могут преобладать именно технические (математические) способности, свидетельствующие о преобладание в картине психических поведенческих проявлений логических мыслительных умственных операций, которые и подвергаются диагностированию при помощи различных тестов и методик [27].
В ряде теорий уровень интеллектуальных способностей связывается с особенностями организации индивидуальной базы знаний (Р. Глезер, М. Чи, Дж. Кэмпион). С точки зрения представителей данной научной концепции Система знаний – структура семантических данных (“семантические сети”), посредством которых субъект строит свои собственные представления о происходящем, а также правила, при помощи которых субъект использует имеющиеся у него сведения. Для объяснения интеллектуальной продуктивности важным является способы хранения и воспроизведения знаний [14].
Так, например, процесс решения задачи опосредуется качеством репрезентации проблемы, что, в свою очередь, обусловлено имеющимися у субъекта знаниями и способами, которыми это знание организовано. Показателем уровня организации базы данных являются их легкодоступность и пригодность к применению. В качестве критерия развития интеллекта выступает компетентность, проявляющаяся в уровне понимания проблемы, опытности при выполнении сложных действий, эффективности суждений и оценок [27]. Всё это убедительно показывает, что интеллектуальное развитие ребёнка старшего дошкольного возраста имеет свои приоритеты и способности. Это выражается в том, что, несмотря на диагностирование интеллектуальных способностей у старших дошкольников, особую значимость приобретает многоуровневость в плане их описания и интерпретации. Это выражается в том, что у разных людей на разных возрастных этапах (в том числе и на этапе дошкольного детства) в качестве базового значимого всегда выделяется только один уровень, который и определяет интеллектуальные способности. Многоуровневость интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста, как и у представителей иных возрастных категорий, можно отнести к следующему: [20]
Очень высокий уровень интеллектуального развития, предполагающий, что человек (ребёнок дошкольник) очень быстро и грамотно выполняет любое предлагаемое задание, способен самостоятельно принимать решения в сложных жизненных ситуациях;
Высокий уровень интеллектуального развития. Личность с подобным уровнем имеет смешанный тип развития мыслительных умственных операций. Это выражается в том, что изначально в качестве преобладающего может быть какой-то один вид мыслительной деятельности (гуманитарный, логический, технический), либо преобладание мыслительных операций смешанного характера.
Средний уровень. Наличие его свидетельствует о том, что на каком-то этапе развития человека (ребёнка старшего дошкольного возраста) в интеллектуальном плане произошёл сбой, что в свою очередь отрицательно повлияло на характер формирования интеллектуальных операций. В данной ситуации человек, независимо от возраста, нуждается в создании специальных корригирующих условий, направленных на повышение уровня выраженности интеллектуального развития в целом.
Низкий уровень интеллектуального развития, предполагающий сужение сферы разнонаправленных интересов человека. Если говорить о дошкольниках, то в картине психических поведенческих их проявлений можно отметить, что сам характер интеллектуальной деятельности осложнён разного рода стереотипными действиями и операциями, затрудняющими усвоение нового понятийного важного.
Очень низкий уровень интеллектуального развития. Представители данного уровня легко попадают в категорию дезадаптированных в личностном и психическом плане, в связи с чем, важность приобретает именно психологическая помощь, воздействие на уже сформированные логические операции.
Таким образом, существующее в науке многообразие различных теоретических концепций позволяет сделать вывод о том, что в жизни человека интеллектуальное развитие играет далеко не последнюю роль. В зависимости от возраста, уровень овладения ребёнком интеллектуальными операциями усложняется, изменяется число одномоментного решения ребёнком интеллектуальных задач, а развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста становится важным звеном всестороннего воспитания ребёнка.

Picture of Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.