Таким образом, национальная безопасность страны – одна из основных целей правительства любого государства, которая во многом обеспечивается состоянием малого и среднего бизнеса. Инновации в малый бизнес могут стать одним из инструментов достижения этой цели, который российское правительство использует не в полной мере и не должным образом. Поэтому столь важно равняться на опыт ведущих инновационных держав и уделять данной сфере большее внимание.
1.3 Роль малого инновационного бизнеса в экономике России и проблемы его развития
В ежегодном Послании Федеральному Собранию от 01.12.2016 г. В.В. Путин указал на необходимость повышения инновационной активности: «Для выхода на новый уровень развития экономики, социальных отраслей нам нужны собственные передовые разработки и научные решения». Президент РФ призывает к необходимости сосредоточить усилия на тех направлениях, где осуществляется накопление мощного технологического потенциала будущего, таких как цифровые и другие сквозные технологии, поскольку в настоящее время данные технологии определяют облик всех сфер жизни [1].
В связи с этим стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций должна быть реализована в тесной взаимосвязи со стимулированием инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства. В мировой практике малый бизнес является тем сектором экономики, который достаточно эффективно и очень динамично развивается. Именно малыми предприятиями больше всего осуществляются работы в сфере передовых исследований и разработок.
Малый бизнес выступает в качестве такого экономического института, который обеспечивает динамику и мобильность всей экономической системы. Эти структуры способствуют тому, что результаты исследований и разработок очень быстро начинают использоваться в коммерческих целях. Это говорит о том, что малый бизнес обладает высокими адаптационными свойствами и позволяет приспособиться к быстро меняющимся условиям во всех сферах деятельности, что в свою очередь оказывает значительное влияние на ускорение темпов инновационного развития.
Кроме этого, малые предприятия имеют доступ к новым еще неосвоенным видам деятельности, в связи с чем на мировом рынке товаров и услуг с каждым годом растет количество малых хозяйственных структур. Это происходит благодаря тому, что современная модель функционирования современных предприятий и организаций изменилась в связи с внедрением и широким распространением передовых информационных технологий. Эти технологии создают для малого бизнеса оптимальные условия, способствующие снижению издержек производства, что позволяет повысить уровень их конкурентоспособности.
В российской практике под термином малое инновационное предприятие понимается та организация, которая за последние три года смогла завершить какие-либо определенные инновации. При этом под инновациями подразумеваются:
— новые или существенно улучшенные старые продукты, которые уже представлены на рынке;
— новые или усовершенствованные услуги;
— новые или улучшенные методы производства, которые также уже представленные на рынке;
— новые или значительно усовершенствованные производственные процессы, уже практически внедренные [3, с. 1341].
Дать оценку инновационной составляющей малого бизнеса можно при помощи таких показателей, как