Главными признаками, характеризующими личностный фактор работников предприятия, являются: образование и знания, креативность, амбиции, наличие общих интересов, умение работать в коллективе, правильное самоорганизование и т.д. Такие признаки, как и указанный фактор, имеют индивидуальный характер, показателем оценки которого является, прежде всего, эффективность труда данного работника и коллектива, в котором он работает.
Личностные факторы предпринимателей зависят от их образования и знаний, опыта работы, способности рисковать, креативности, открытости на инновации, амбиций и тому подобное [8]. Показателем оценки данного признака являются финансово-экономические результаты предприятия, а также оценка условий и организации труда, которая осуществляется самими работниками предприятия.
Межличностные отношения играют важную роль как фактор влияния на инновационную активность предприятий, поскольку позволяют максимально эффективно использовать индивидуальные возможности сотрудников. К материальным факторам влияния на инновационную активность предприятий можем отнести физические условия труда и материальную стоимость результатов индивидуального труда работников.
В свою очередь, к показателям оценки физических условий труда можем отнести объем финансовых ресурсов, состояние техники и технологии на предприятии и количество научно-исследовательских лабораторий.
Главными показателями оценки этого фактора в европейских странах является размер внутренних расходов предприятия на исследования, а также доля этих расходов в общем размере инвестиций предприятия [3]. Показателями оценки материальной стоимости результатов труда работников является размер материального и нематериального вознаграждения за труд (заработная плата, премии, надбавки и тому подобное).
К факторам, которые связаны со стратегией и структурой предприятия, предлагаем относить правовые, организационные и стратегические факторы. Такой набор факторов можем определить как универсальный, характерный любым предприятиям независимо от их местоположения (регион, государство и т.д.). Однако в зависимости от места расположения предприятия влияние отдельных факторов может меняться.
Выделение внешних факторов влияния на инновационную активность предприятий дает возможность оценить их влияние на инновационную политику предприятия. Обзор литературных источников [2] дает основания утверждать о существовании различных классификаций факторов внешней среды. Мы предложили выделять три группы факторов внешней среды, определяющих инновационную активность предприятий: общество, экономическая политика и рынок.
Общество как фактор влияния на инновационную активность предприятий играет очень важную роль, которая проявляется в уровне экономического развития государства, открытости на изменения, эффективной организации и поощрении общества к инновационным изменениям, что является определяющим условием развития предприятий [9].
Учитывая это, в этой плоскости мы выделили две группы факторов: социальные и культурные. Общественные факторы находят свое отражение в динамике развития сферы исследований и разработок, а также в развитии образования. Торги, выставки, семинары, а также научные конференции также являются общественной инициативой, которая может стимулировать предприятия к инновационной деятельности. Культурные факторы тесно связаны с историей отдельных государств.
Следующим важным фактором влияния на инновационную активность предприятий является экономическая политика государства, в рамках которой можем выделить экономические, политические, правовые и экологические факторы.
Экономические факторы определяются размером затрат государственного бюджета на исследования и разработки с финансовыми показателями государства, уровнем развития экономики, состоянием платежного баланса в сфере техники и технологий, прямыми иностранными инвестициями и тому подобное. Экономические факторы имеют наибольшее влияние на инновационные процессы государства.
Политические факторы влияния на инновационную активность предприятий охватывают, прежде всего, налоговую политику государства, а также политику правительства в сфере инноваций.
Правовые факторы определяются правовой системой и нормами права, касающиеся инноваций, и учитывают изменения в налоговом законодательстве, нормативно-правовые акты в сфере интеллектуальной собственности, внешней торговли. Спецификой политических факторов является то, что они охватывают как нормы национального законодательства, так и международного. Важной группой факторов влияния на инновационную активность предприятий являются экологические факторы, внимание о которых постоянно растет в ведении инновационной политики государства и предприятий.
Последним из выделенных факторов влияния на инновационную активность предприятий является рынок, в пределах которого выделена инфраструктура рынка. Она формируется из-за ожидания инноваций со стороны клиентов, сотрудничества предприятия с потребителями, покупателями, посредниками или поставщиками, уровня инновационности конкуренции [6].
Предприятия, оценивают собственные возможности и определяют цели дальнейшей деятельности, учитывая, как собственные возможности, так и рыночную ситуацию. Поэтому, фактор инфраструктуры рынка нужно всегда принимать во внимание при определении стратегии и целей предприятия.
Важную роль в инновационной деятельности предприятий играет их сотрудничество с органами государственной власти на местах (областными и районными государственными администрациями, органами местного самоуправления, высшими учебными заведениями, а также научно-исследовательскими учреждениями, которые также можно отнести к инфраструктуре рынка).
Инновации как инструмент предпринимательской деятельности
- Diplom777
- Анализ хозяйственной деятельности
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Diplom777