Первый этап развития информационных технологий относится к открытию средств хранения информации в долгосрочной перспективе. Эта пещерная живопись (сохранившая наиболее характерные визуальные образы, связанные с охотой и ремеслами) — 25-30 тысяч лет назад; гравировка по костям (лунный календарь, числовые срезы для измерения) — 20-25 тысяч лет назад. Период между появлением инструментов для обработки материальных объектов и записью информационных изображений составляет примерно один миллион лет [23].
Период работы людей с образами информации составляет 1% от времени существования цивилизации. Понятно, почему эффективность человека повышается, когда информация представлена в виде изображений материальных объектов (графических интерфейсов), когда решаются абстрактные информационные задачи. При этом в работу включаются те области человеческой интуиции, которые развиваются в 99% случаев впервые.
Второй этап развития информационных технологий начался отсчет 6000 лет назад и связан с появлением письменности. Эпоха письменности характеризуется появлением технологии записи на материальных носителях. Применение этих технологий позволяет осуществлять накопление и длительное хранение знаний. В качестве носителей информации они выступали до сих пор: камень, кость, дерево, глина, папирус, шелк, бумага. Теперь этот ряд можно продолжить: магнитные покрытия (ленты, диски, цилиндры), жидкие кристаллы, оптические носители, полупроводники [24, С. 18].
В этот период накопление знаний происходит медленно и связано с трудностями доступа к информации. Знания, представленные в виде рукописных изданий, хранятся в отдельных экземплярах. С другой стороны, доступ к ним весьма затруднен, поскольку они охраняются особой кастой, которой предоставлено исключительное право доступа к фонду человеческого опыта и которая является посредником между полученными знаниями и заинтересованными лицами. Этот барьер был разрушен на следующем этапе.
Начало третьего этапа датируется 1445 годом, когда Иоганн Гутенберг изобрел печатную машину. Появление книг открыло доступ к информации широкому кругу людей и резко ускорило темпы накопления систематизированных по отраслям знаний. Через три столетия после изобретения печатной машины удалось накопить ту «критическую массу» социально доступных знаний, в которой процесс развития промышленной революции начался в виде лавины [26]. Пресса играет ключевую информационную роль, резко увеличивая пропускную способность канала обмена социальными знаниями. С этого момента началось необратимое поступательное движение технологической цивилизации.»Типография — это первая информационная революция.
Четвертый этап развития информационных технологий начинается в 1946 году с появлением машины обработки информации.
Эта машина-первый компьютер (тип ENIAC), запущенный в Университете Пенсильвании. На данный момент большая часть населения занимается информационной сферой. Например, в Соединенных Штатах доля людей, работающих в информационном секторе, в 1946 году составляла 30 процентов, в 1985 году-45 процентов, а в 2009 году-85 процентов.
Пятый этап развития информационных технологий произошел в 1982 году после публикации эталонной модели взаимодействия открытых систем ISO-EM VOS [24, C. 17].
Информационные технологии прошли несколько этапов в ХХ веке. Каждый этап определяется техникой, используемыми программными продуктами, то есть уровнем научно-технического прогресса в этой области.
Этапы развития информационных технологий:
С начала 1960-х годов она характеризуется решением трудоемких задач в области бухгалтерского учета с централизованным коллективным использованием компьютерных носителей информации. Централизованная обработка экономических данных имеет свои преимущества: возможность доступа пользователей к большим объемам информации в виде баз данных и информационных продуктов из широкого спектра статей [16]. Сравнительная легкость внедрения новых решений обусловлена наличием специализированных подразделений компании. Недостатки централизованной обработки: ограниченная ответственность пользователей за результаты решения экономических задач. Возможность пользователя получать и использовать информацию, ограничена.
С середины 1970-х гг. Этот этап связан с появлением ПМВ. Происходит изменение направленности процессов индивидуального пользователя, с внедрением частичной децентрализации и полной децентрализации обработки данных. Преимущества децентрализованной обработки: повышается ответственность пользователей за качество результатов решения экономических задач. Есть возможности для инициативного и творческого развития пользователя. Недостатки децентрализованной обработки экономических данных: сложность стандартизации из-за большого количества уникальных достижений. Психологическое неприятие потребителями рекомендуемых стандартов и готовой продукции. Неравенство в развитии информационных технологий на местах и зависимость этого уровня от квалификации пользователя.
С начала 1990-х гг. меняется ориентация на использование локальных вычислительных сетей с выходом на региональные и глобальные сети (Интернет, SWIFT).) [13]. Фокус процессов смещается обратно на централизованную обработку экономических данных.
Кратко резюмируя этапы развития информационных технологий, можно сделать следующий вывод: процессы, происходящие в связи с компьютеризацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всей деятельности человека, но и созданию качественно новых средств информатизации общества, обеспечивающих развитие творческих способностей личности.
Информационные технологии в системе образования
- Леонид Федотов
- Информатика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Леонид Федотов
Окончил НИУ ВШЭ факультет компьютерных наук. Сам являюсь кандидатом наук. По специальности работаю 13 лет, за это время создал 8 научных статей и 2 диссертации. В компании подрабатываю в свободное от работы время уже более 5 лет. Нравится помогать школьникам и студентам в решении контрольных работ и написании курсовых проектов. Люблю свою профессию за то, что это направление с каждым годом становится все более востребованным и актуальным.