Центральными частями библиографического обслуживания всех библиотек традиционно являются библиографическое информирование и справочно-библиографическое обслуживание, а главным информационным продуктом библиотек считается электронный каталог. Виртуальный пользователь, имея возможность работать с электронным каталогом библиотеки, может, не выходя их дома определить наличие нужного издания в фонде.
Библиотечные сайты по-прежнему являются технологической инновацией для многих библиотек. В условиях стремительного развития сетевых информационных ресурсов и технологий библиотеки получили новые возможности предоставления библиотечных услуг в едином мировом информационном пространстве. Библиотечный сайт – очень важный элемент виртуального пространства библиотеки, он служит проводником для связи между библиотекой и виртуальным пользователем. Сегодня на сайтах библиотек можно увидеть информацию об истории и современном состоянии библиотеки, режиме работы, поработать с электронным каталогом, просмотреть обзоры литературы, рейтинги книг, собственные базы данных и другие информационные продукты библиотеки, отзывы читателей на форумах, библиотечные новости и события и др. [22, с. 58].
Успешное развитие получил тематический ресурс, соединивший в себе фактографическую и библиографическую информацию, – электронная выставка. Электронная выставка обладает всеми характеристиками информационного продукта, а именно: электронная выставка это результат переработки информации в документированной форме.
Электронные выставки обеспечивают пользователям удобное предоставление информации через не только текст и статичные иллюстрации, но и с помощью широких навигационных возможностей, эффектов анимации, звукового сопровождения и т.п.
Библиотеки активно начали покупать различные дорогостоящие Электронные библиотечные системы (ЭБС), раздавать тестовые и коллективные доступы студентам и преподавателям учебных заведений. Данная форма работы сегодня обязательна для всех образовательных учреждений высшего профессионального образования и может быть обеспечена за счет сокращения затрат на формирование библиотечного фонда (на бумажных носителях) [21].
Развитие электронных библиографических ресурсов в настоящее время является результатом инициативной деятельности библиографических служб библиотек. В России развитие виртуальных систем справочно-библиографического обслуживания находится пока на начальной стадии.
Библиографические сервисы, выстроенные на основе цифровых технологий, становятся более качественными по всем основным параметрам. Цифровые технологии позволяют значительно расширить и углубить охват источниковой базы, как в отношении первичной, так и вторичной информации, при этом виртуальное обслуживание осуществляется намного оперативней, повышается уровень комфорта для читателей.
Другой популярной формой виртуального обслуживания является электронная доставка документов, во-первых, она дает возможность онлайновой передачи оцифрованных документов, а значит, предоставляет быстрое и качественное обслуживание пользователей. Во-вторых, выдача абоненту электронной копии – это альтернативное решение отправке первоисточника, что положительно отражается на сохранности библиотечного фонда.
Особенно популярна сегодня виртуальная справочная служба, это справочное обслуживание, производимое с помощью электронных средств связи, часто в режиме реального времени. Виртуальная служба создана для работы с удаленными пользователями и предоставляет в ответ на запрос пользователя готовую библиографическую и фактографическую информацию в виде списков литературы, а также ссылок на интернет-ресурсы [22, с. 60].
Многие библиотеки напрасно игнорируют социальные сети, ведь сегодня это является актуальной формой информирования о библиотечных услугах и продуктах. Число пользователей социальных сетей постоянно растет и если с сайтом библиотеки работают далеко не все в силу технических неполадок, неудобства интерфейса и других причин, то социальные сети в основном рассчитаны на более молодую и активную аудиторию, тем самым они увеличивают вероятность того что о библиотеке и ее направлениях работы узнает большее количество пользователей.
Технологической основой осуществления группового и массового библиографического информирования стала такая форма виртуального обслуживания, как электронные рассылки. Сегодня многие библиотеки предпринимают попытки выделять целевые аудитории, создавать и рассылать актуальную информацию или подготавливать рассылки универсального содержания, например рассылки новых поступлений[18]. Внедрение такой формы виртуального обслуживания, как электронные рассылки демонстрирует свою состоятельность и перспективность для пользователей, которые находятся за пределами библиотеки и нуждаются в информации.
Таким образом, библиографические сервисы сегодня являются полноценными и не заменимыми участниками информационно-библиографической деятельности всех библиотек нашей страны, рассмотрим более подробно состояние информационно-библиографической деятельности библиотек Алтайского края.
Информационно-библиографическая деятельность Алтайской Краевой Универсальной Библиотеки им. Шишкова
- Diplom777
- Документоведение и архивоведение
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Diplom777