Все выше изложенное подчеркивает важность того, что формирование положительной атмосферы в образовательном процессе учебного заведения, положительным образом способствует формированию у студентов адекватной самооценки, а также эффективному их развитию, проявлению интеллектуальных способностей юношей.
Также интересен анализ юношества в аспекте их профориентации. В этом случае вся совокупность юношества можно разделить на следующие три группы:
1) юноши, которые ориентированы на образование как на профессию. В данной группе находится наибольшее число юношей, для которых самое главное – это интерес к будущей работе, а также желание реализовать себя в ней;
2) юноши, которые ориентированы на бизнес. У них отношение к образованию совсем иное, так как образование для них выступает в качестве инструмента (либо некой стартовой ступени) для того, чтобы в будущем создать свое дело, выстроить свой бизнес. Они, безусловно, понимают, что образование им необходимо, однако к своей будущей профессии относятся менее заинтересованно, нежели юноши первой группы;
3) юноши, которых, во-первых, можно назвать своего рода «неопределившимися», во-вторых, — задавленными разного рода проблемами бытового и личного плана. У таких юношей на первый план выходят личные, бытовые, жилищные, семейные и иные проблемы. Они не способны выбрать своего пути, образование и профессия для них не представляют того интереса, как это прослеживается у первых групп. Вероятно, самоопределение юношей этой группы произойдет несколько позже, однако можно предположить, что в рассматриваемую группу попали молодые люди, для которых нехарактерен процесс самоопределения, выбора жизненного пути [5, c. 66].
Для юношей характерна различная академическая успеваемость. В свою очередь согласно исследованиям Н.В. Дроздовой [7, c. 32], ретроспективная и прогностическая самооценка юношей из группы с высокой успеваемостью заметно отличается высоким уровнем. Данные студенты достаточно успешные в учебной деятельности, а также положительно относятся к своему прошлому. При этом равнодушно и отрицательно относящихся к своему будущему в данной группе не отмечается. К своим нереализованным возможностям отношение у студентов, имеющих высокую успеваемостью также положительное, что свидетельствует об их стремлении к большим результатам, а также наличии веры в себя и свои способности. У юношей из этой группы отношение к себе положительное, что можно рассматривать как общую самооценку, находящуюся также на достаточно высоком уровне.
Юноши, имеющиеся низкую академическую успеваемостью относятся положительно к своему прошлому и будущему, однако у них ретроспективная и прогностическая самооценки почти в два раза ниже, нежели у юношей с высокой успеваемостью. Они достаточно равнодушно относятся как к своим нереализованным возможностям, так и к себе. Это в определенной мере свидетельствует о нежелании юношей прикладывать усилия в достижении целей, а также о неверии юношей в себя, в свои способности и силы [19, c. 145].
В свою очередь уровень идеальной и актуальной самооценки, а также уровень прогностической и ретроспективной самооценки выступают как более высокие у юношей, имеющих высокую учебную успеваемостью. В этой группе юношей наблюдается более положительное отношение к своим нереализованным возможностям и отношение к себе, а также удовлетворенность собой по сравнению со сверстниками, имеющим низкую успеваемостью. При этом у юношей с низкой успеваемостью дифференцированность самооценки более высокая, нежели у юношей с высокой успеваемостью. То есть у юношей с высокой успеваемостью личностная самооценка несколько разнится тенденцией к завышению, удовлетворенностью собой, устойчивостью, а у юношей с низкой успеваемостью личностная самооценка может быть занижена или же находится на среднем уровне, она неустойчива, может отличаться более высокой степенью своей дифференцированности.
В сравнении с подростковым, юношеский возраст характеризуется повышением уровня саморегуляции и самоконтроля. Однако в данный период индивиду еще характерна изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию, а также сочетание ряда полярных качеств, которые выступают попеременно. В качестве ведущей деятельности в юношеском возрасте выступает познавательная.
Мышление в юношеском возрасте приобретается личностный эмоциональный характер. Поэтому именно в данном возрасте повышается интерес к философской и художественной литературе. В качестве центральных психологических новообразований юношеского возраста можно назвать мировоззрение и профессиональное самоопределение.
Юношество – это еще период формирования жизненных планов. То есть из идеала и мечты вырисовывается постепенно более или менее реалистичный, ориентированный именно на действительность план деятельности. Также появляется особая чувствительность к оценке своей внешности, способностей, умений другими и вместе с этим излишняя критичность в отношении к окружающим: ранимость может уживаться с черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, стремление быть оцененным и признанным другими — с подчеркнутой независимостью, острая борьба с авторитетами — с обожествлением отдельных кумиров, чувственное фантазирование – с мудрствованием.
В юношеском самосознании центральным психологическим процессом является чувство индивидуальной самотождественности, формирование личной идентичности, а также преемственности и единства.
Основное психологическое приобретение юношества – это обнаружение ценности своего внутреннего мира. То есть внешний мир начинает индивидом восприниматься через себя [17, c. 298].
Специалисты по юношеской психиатрии в большинстве своем считают, что период 18-23 лет являет собой критический период для возникновения психопатий, в данном возрасте весьма остро проявляются, акцентируются отдельные черты характера.
Таким образом, юношество, — это особая социальная группа, которая внутри себя имеет определенную градацию и специфические подгруппы.
Инфантилизм среди студентов в ВУЗе
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.