Введённые в 2014 году торгово-экономические санкции западных стран вынудили наше правительство значительно шире взглянуть на проблему, выбрать направление в сторону импортозамещения и разработать масштабную программу, которая охватывает множество отраслей. Одним из первых результатов разработанной программы стала новая редакция государственной программы № 328 «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», далее последовало несколько других законодательных актов, которые акцентировали внимание на роли государства в процессе импортозамещения. 4 августа 2015 года решением Правительства РФ создана Правительственная комиссии по импортозамещению. Премьер-министр РФ Д. И. Медведев подписал соответствующие нормативно-правовые документы. Комиссия содержит в своей структуре 2 подкомиссии: по вопросам гражданских отраслей экономики и по вопросам оборонно-промышленного комплекса.
Сельское хозяйство, машиностроение и сфера информационных технологий продемонстрировали наибольшую зависимость от иностранного оборудования и комплектующих к нему, доля отечественных аналогов в данных отраслях всего 10% в производстве отдельных товаров. Поэтому в дальнейшем после утверждения комиссии был составлен стратегический список продукции, которой необходим исключительный приоритет по импортозамещению, так как он формировался для ключевых экономических сфер, далее перечень был утвержден Правительством РФ и опубликован на его официальных площадках.
К сожалению, не во всех отраслях на данном временном этапе возможно добиться прогресса в процессе импортозамещения. Например, сфера информационных технологий. В РФ нет и не возникло IT-компаний, которые были бы лидерам на глобальных рынках. Однако, основным вкладом отечественной 1Т-отрасли в решение проблемы импортозамещения на текущем этапе должно стать стимулирование технологического развития стратегических отраслей экономики: аэрокосмическая индустрия, энергетическое, транспортное и тяжелое машиностроение, оборонно-промышленный комплекс, атомная промышленность, судостроение. Не стоит забывать о дорогостоящей продаже на мировом рынке высокотехнологичной продукции, это дает возможность получения финансовых ресурсов для устойчивого социально-экономического развития нашей страны, а также удовлетворение внутреннего высокотехнологичного спроса на рынке.
Многие из существующих на сегодняшний день стран мира прошли на пути своего развития политику ограничения импорта, провозглашая цель — повышение спроса на национальные товары и услуги. После ввода целого ряда санкций против России, наше Правительство провело ответную реакцию и запретило ввоз ряда иностранных продуктов. Спрос на них возрос, так как потребитель, привыкший закупать данные продукты в открытом доступе, не обнаружил их на прилавках, и этот спрос нужно удовлетворять. Поэтому, российские производители начали данные товары производить, временно на недостаточном уровне качества, так как сказывается недостаток технологической и технической оснащенности. Таким образом, возобновлена работа ряда заводов и фабрик, увеличено количества рабочих мест, рост ВВП и устойчивости экономики России. С одной стороны, санкции — это проблема, но благодаря этой проблеме, решился ряд других очень острых вопросов. Импортозамещение может двигаться по двум сценариям (рис. 1):
СЦЕНАРИИ
естественный, когда национальные производители в тяжелой конкурентной борьбе выигрывают у иностранных, что приводит к своеобразному естественному отбору
Импортозамещение: зарубежный опыт и выводы для России
- Фаина Сафонова
- Международные отношения
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Фаина Сафонова
Работаю преподавателем и аспирантом, мне 28. Закончила РАНХиГС, факультет международных отношений и политических исследований. Кроме основной работы подрабатываю школьным репетитором и автором в компании «Диплом777». Люблю свою работу за то, что могу делиться знаниями со школьниками и студентами всей страны.