Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, — их, называют творческими, или сюжетно — ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Важно понимать, что на каждом этапе развития дошкольника, игра имеет свои особенности. Так, для младших дошкольников свойственна предметно-манипулятивная игра, которая имеет конструктивный характер. Во время такой игры происходит совершенствование восприятия, памяти, воображения, мышления и двигательных функций.
В средний период дошкольного детства ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны; вводятся определенные правила, которых ребенок строго придерживается.
В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил.
Д. Б. Эльконин, изучая особенности игры дошкольников, выделил основные уровни игровой деятельности в этом возрасте (см. рис. 1, приложения А)[15]:
Первый уровень содержит в себе три этапа:
1)действия с конкретными предметами;
2)Роли определяются действием, когда в игре не применяются друг относительно друга реальные отношения;
3)Действия включают в себя повторяющиеся операции.
Второй уровень состоит из следующих особенностей:
1)В основном ребенок взаимодействует с предметами, в котором на основной план выходит соответствие игрового действия реальному;
2)Роли детьми называются и планируется разделение функций;
3)Логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности.
На третьем уровне выделяются следующие особенности:
1)Основное содержание игры заключается в выполнении вытекающий из роли действий;
2)Роли ясно очерчены и выделены;
3)Логика и характер действий определяются взятой на себя ролью;
4)Опротестовывается нарушение логики.
Четвертый уровень предполагает следующие особенности:
1)Игровое действие связано с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети;
2)Роли ясно очерчены и выделены. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит четко ролевой характер;
3)Действия происходят в последовательности, четко воссоздающей реальную логику;
4)Нарушение логики действий и правил отвергается. Ребенок не хочет нарушать правила.
Таким образом, в игре происходит развитие ребенка, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психической организации дошкольника очень значимы, об этом в свою очередь писали такие известные отечественные ученые, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д.Б.Запорожец и др.
В продолжении темы отметим, что в структуре игры можно выделить несколько элементов: тему, сюжет, роль, содержание, игровой материал, отношения. Рассмотрим каждый из компонентов более подробно.
Тема отражает ту область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре; дети играют в «семью», «больницу», «столовую», «магазин», «Бабу Ягу и Ивашечку», «Белоснежку и семь гномов» и т.д.; чаще всего тема берется из окружающей действительности, но дети «заимствуют» и сказочные, книжные темы.
К сюжетам относят определенную последовательность событий, разыгрываемых в игре. Сюжеты разнообразны: это и индустриальные, и сельскохозяйственные, и ремесленные, и строительные игры; игры с бытовыми (семейный быт, сад, школа) и общественно-политическими сюжетами (демонстрация, митинг); военные игры, драматизации (цирк, кино, кукольный театр, постановки сказок и рассказов) и т.д. Игры на одну и ту же тему могут быть представлены разными сюжетами: так, например, игра в «семью», в «дочки-матери» реализуется разыгрыванием сюжетов прогулки, обеда, стирки, приема гостей, мытья ребенка, его болезни и т.д.
Роль. Как обязательный набор действий и правил их выполнения, как моделирование реальных отношений, существующих между людьми, но не всегда доступных ребенку в практическом плане. Роли выполняются детьми при помощи игровых действий: «врач» делает укол «больному», «продавец» отвешивает «покупателю» «колбасу», «учитель» учит «учеников» «писать» и пр.
Содержание игры – это основной момент деятельности, или отношений взрослых. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в нее разное содержание: для младших дошкольников это – многократное повторение какого-либо действия с предметом (поэтому игры могут именоваться по названию действия: «качать куколку» при игре «в дочки – матери», «лечить медвежонка» при игре «в больницу», «резать хлеб» при игре «в столовую» и т.д.); для средних это – моделирование деятельности взрослых и эмоционально значимых ситуаций, выполнение роли; для старших – соблюдение правила в игре.
Огромную важность представляет игровой материал и игровое пространство, которые состоят из игрушек, разнообразных предметах и местом для игр. Особенностью игрового материала становится то, что в игре предмет используется не в своем собственном значении (песок, плитки, лоскутки, пуговицы и т.п.), а в качестве заместителей других, недоступных ребенку практически, предметов (сахар, тротуарные блоки, ковры, деньги и т.п.).
Игровое пространство представляет собой границы, в пределах которых территориально разворачивается игра. Оно может символизироваться наличием определенного предмета (например, сумочка с красным крестом, положенная на стул, означает «территорию больницы») или даже обозначаться (например, дети мелом отделяют кухню и спальню, дом и улицу, тыл и фронт).
Ролевые и реальные отношения направлены на отражение отношения к сюжету и роли, где реальные отношения выражают отношение к качеству и правильности выполнения роли (они позволяют договариваться о распределении ролей, выборе игры и реализуются в игровых «ремарках» типа «надо делать так», «ты неправильно пишешь» и т.п.).
Виды игр не возникают спонтанно, они возникают одна за другой, медленно сменяя друг друга.
Предметная игра связана преимущественно с овладением специфическими функциями предметов, еще недоступных ребенку в практической деятельности («кормить куклу», «резать хлеб»).
В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят человеческие отношения и роли.
К концу дошкольного детства появляются игры с правилами.
Таким образом, игра – это наиболее доступный для ребенка вид деятельности, в процессе которой он входит в окружающий мир, знакомится с ним. Игра украшает, заполняет яркими событиями детскую жизнь, доставляет радость, способствует развитию всех сторон личности ребенка. Поэтому, игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В игре работает мысль; воспитывается воля и характер, формируются нормы поведения, взаимоотношения с окружающими людьми, чувство коллективизма.
А.В. Луначарский отмечал особое значение игры в развитии детей: «Неправда, будто игра не серьезна. Для ребенка серьезна любая игра. Ибо, играя, он живет. Он только тогда и живет, только тогда и упражняется, только тогда растит душу и тело, когда играет»[26].
Игра как возможность общения дошкольного возраста
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.