«Идеологемы в политическом ток-шоу "Вечер с Владимиром Соловьевым" на канале Россия-1» - курсовая работа готовая

Курсовая работа на тему «Идеологемы в политическом ток-шоу “Вечер с Владимиром Соловьевым” на канале Россия-1»

В своих трудах Г.Ч. Гусейнов характеризует идеологему как «знак или устойчивая совокупность знаков, отсылающих участников коммуникации к сфере должного – правильного мышления и безупречного поведения – и предостерегающих от недозволенного». [Гусейнов Г.Ч. Д.С.П.: Материалы к Русскому словарю общественно-политического языка конца ХХ века. /Г.Ч.Гусейнов. Москва: Изд-во Три квадрата, 2003. 1024 с.]
Согласно Г. Гусейнову, идеологемами в широком смысле могут считаться также несловесные формы представления идеологии – символы, визуальные объекты искусства, а также музыкальные символы. Тем не менее, они все равно подчиняются языку, и он должен быть основным предметом анализа идеологий.
Таким образом, формы проявления, репрезентации идеологем могут быть разными. И вполне возможно, что их знаковые выражения могут не иметь прямой связи с их означаемыми смыслами.
Идеологемы, приобретая различные знаковые выражения, демонстрируют базовые концепты идеологии.
Согласно Е. Малышевой, «под идеологемой целесообразно понимать единицу когнитивного уровня – особого типа многоуровневый концепт, в структуре которого (в ядре или на периферии) актуализируются идеологически маркированные концептуальные признаки, заключающие в себе коллективное, часто стереотипное и даже мифологизированное представление носителей языка о власти, государстве, нации, гражданском обществе, политических и идеологических институтах». [Малышева Е.Г., Идеологема как лингвокогнитивный феномен: определение и классификация // Политическая лингвистика. 2009. №30]
Таким образом, исследователи под понятием «идеологема» понимают концептуальный элемент, имеющий эмоциональный, ценностный и идеологическо-волюнтативный аспекты, который объективизируется посредством различных феноменов языковых уровней.
Многие жизненные ценности могут использоваться как идеологемы (например, на основе важности ценности семьи или национальной безопасности с разной целью возможна спекуляция идеологем «национальная безопасность» или «армянская семья») и, наоборот, посредством введения в обращение того или иного устоявшегося выражения возможна попытка сформировать что-либо как отдельную ценность. Часто идеологемы пользуются патриотическими ценностями, направляя их в политическое русло.
В случае формирования идеологем, содержание того или иного концепта упрощается, насыщается политическими идеями, эмоциональными оценками, мифологизируется и подвергается контентному расширению.
Зачастую, для выражения определенной идеологии, идеологемы в СМИ выступают бинарными оппозициями. Например, российский (наш, хороший, правильный) и украинский (чужой, плохой, неправильный).
Идеологемами могут быть слова: «патриотизм», «партия»; словосочетания «могучая родина», а также предложения и целые тексты. Идеологема имеет мировоззренческую, ценностно-ориентирующую и регулирующую функции и строго поставлена на службу интересам правящих социальных групп и государства.
Цель идеологем – подчинить себе как официальную, так и неофициальную, неформальную реальность. Обобщая вышеупомянутые подходы, можно сделать вывод, что идеологема – это носящая идеологическое сообщение единица, которая узнаваема как закрепленный знак – слово, выражение, имеет эмоционально-ценностный аспект, выступает в характерном контексте или ассоциативным образом выдвигает необходимый контекст.
Таким образом, она концентрирует определенную информацию и является ее «кратким названием».

Поделиться статьёй
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Арина Потапова
Арина Потапова
Меня зовут Арина Потапова, мне 37 лет, работаю преподавателем в институте. Закончила ОГУ, факультет социально-гуманитарных инноваций и массмедиа. По специальности работаю 8 лет, написала 10 научный статей, работаю над присвоением степени кандидата наук. В свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777», пишу курсовые и дипломные работы. Очень довольная основной работой и сотрудничеством с вашей компанией, поскольку могу заниматься любимым делом и получать за это хорошие деньги.

Ещё статьи