В связи с анализом гоголевских «Вечеров…» исследователь вводит понятие «передвигающийся наблюдатель», движение которого «будет проявляться как движение неподвижных предметов, заполняющих простор», как особой «точки зрения», благодаря которой можно «оглядеть» бесконечное пространство [Лотман, с. 264]. Мотив дороги, охарактеризованный М.М. Бахтиным как хронотоп типично романный, по мнению Ю.М. Лотмана, становится «универсальной формой организации пространства» «Мёртвых душ» – вершины гоголевского творчества. Здесь появляются и новые типы героев: «движущиеся» («герои пути») и «неподвижные».
Таким образом, хронотоп текста является, прежде всего, координирующей категорией, определяющей пространственно-временную соотнесенность в тексте событий, явлений, концепций. Пространство и время в литературных произведениях составляют основу сюжетов произведения.
1.2. Особенности творчества В.С. Маканина
Русский советский писатель Владимир Семенович Маканин родился 13 марта 1937 в Орске. Окончил математический факультет Московского государственного университета, работал в лаборатории Военной академии им. Дзержинского. После окончания Высших курсов сценаристов и режиссеров при ВГИКе работал редактором в издательстве «Советский писатель». Вел семинар прозы в Литературном институте им. А.М. Горького.
Владимир Маканин дебютировал в середине 1960-х гг., в тот период, когда в русской литературе наблюдался новый подъем жанра рассказа. Но свой творческий путь он начал не с рассказа, к нему он пришел спустя некоторое время – в начале 1970-х.
Первая повесть «Прямая линия» (1965) была тепло встречена критикой, а В. Маканин был зачислен в представители так называемой исповедальной прозы. Это была своеобразная исповедь молодого романтика, отсчитывающего свой путь от мировой гармонии будущего, что вписывалось в стандарт той поры. На общем фоне В. Маканин не выделялся. Ранняя проза писателя обманывала своей внешней простотой и непритязательностью. Она не поражала искушенных читателей и критиков своим новаторским характером, изысканностью образов, смелостью психологических проникновений. Но при внимательном чтении в ней обнаруживалась конструктивная сложность, стилевая и техническая виртуозность.
В. Маканин показывает жизнь такой, какой видит ее он, и ему нет дела до того, как видят ее другие. Мы не встретим в его текстах мысли о том, что советское государство процветает, а советский человек является передовым. Напротив, он обращает внимание на негативные и тревожные моменты действительности, поэтому его прозе присуща грусть и тоска. В. Маканина интересует человек, его душа, серьезное место в творчестве занимают нравственные конфликты. Взгляд писателя прикован к частной жизни человека, пытающегося не потерять себя в столь изменчивом мире. Тогда это звучало оппозиционно. И поэтому нельзя назвать случайностью тот факт, что В. Маканина долгое время не публиковали в ведущих журналах. В то время вышло около пяти книг молодого автора, но это не сделало его популярным, поскольку внимание критиков было приковано к тем, чьи произведения были в авторитетных «толстых» журналах. Думается, что В. Маканин не захотел пропагандировать господствующие идеи в своих произведениях, помогая тем самым власти. У него была другая цель.
Прозаик не давал оценок поступкам и характерам своих героев. Его типичным персонажем был человек из среднего слоя общества, поведение и круг общения которого полностью соответствовали его социальному положению. В отличие от героев Ю.Трифонова и писателей-«деревенщиков», персонажи Маканина, как правило, выходцы из небольших поселков, не были укоренены ни в городской, ни в деревенской среде. По мнению критика Л.Аннинского, «промежуточность героев определяла авторский язык, отвечающий теме. В этом смысле наиболее типичен герой повести Антилидер (1980) Толик Куренков. Владеющая им сила усредненности заставляет его испытывать неприязнь к людям, которые так или иначе выделяются из привычной ему бытовой среды, и в конце концов приводит его к гибели. К некой серединности и сумме, которую и называют словами «обычная жизнь», приходит и главный герой рассказа Ключарев и Алимушкин (1979)» [Аннинский, с. 251].
Для творчества В. Маканина не характерно деление героев на положительных и отрицательных. У него есть персонажи любимые. Это всякие люди, про которых писатель все знает, но несмотря ни на что, любит их. Для него они все в первую очередь люди, которые страдают, и уже поэтому не безнадежны. Как правило, личной истории, а точнее предыстории у персонажей нет. А если мы узнаем что-либо о прошлом героя, то это лишь стандартные вехи биографии: учился, женился, трудоустроился, завел детей.
Зачастую в рассказах В. Маканина нет привычной развязки. Обычно повествование заканчивается неким стоп-кадром, условной точкой или многоточием, а развязка переносится чаще в середину или в начало произведения. Через своеобразное отрицание развязки автор пытается воссоздать образ незавершенной жизни. Писатель считает, что завершенный образ живого человека во всем его многообразии создать невозможно.
В своей прозе В. Маканин не дает определенного ответа на вопрос о законах жизни, а лишь предлагает самые различные его варианты. В одних случаях он сталкивает оптимистическое представление о жизни с суровой реальностью.
Маканина интересует не только положение человека в социуме. Ему присуще «зрение, внимательное одновременно и к человеческой социальности, и к духовному зерну» [Роднянская, с. 208]. Так, герой рассказа «Голубое и красное» (1982), «человек барака», сознательно культивирует в себе черты индивидуальной выразительности, с детских лет пытается постичь тайну не барачного, а личностного существования.
В художественном мире Маканина настолько тесно переплетены мотивы и образы, к которым писатель обращается на протяжении всего творчества, настолько сильны автобиографические мотивы и так внимателен автор к судьбе и страданиям своих героев, что все произведения образуют некую общность, целостность. Высокое качество ранних произведений писателя и мастерство зрелой прозы позволяют читателю с одинаковым интересом и удовольствием читать после сумрачного «Лаза», например, рассказ «Пойте им тихо» (1974) или после идейно-насыщенного романа «Андеграунд, или Герой нашего времени» бесшабашную повесть «На первом дыхании».
Таким образом, для творчества Маканина характерно «социальное человековедение», позволяющее прозаику создавать выразительные современные типажи. Его произведения переведены на десятки языков, широко издаются за рубежом, он лауреат Пушкинской премии (ФРГ), Государственной премии России и др.