В своих трудах Л. И. Божович указывает на изменяющийся характер взаимоотношений между детьми. По мнению автора, на завязывание товарищеских взаимоотношений оказывают влияние такие внешние обстоятельства, как территориальная близость контактов, то есть дети дружат, сидя за одной партой, живя на одной улице. Формирование более тесных отношений между детьми происходит в процессе совместной деятельности – учебной, творческой, игровой и др. [11]. Но по окончании совместной работы, игры, отношения, которые были завязаны на их основе, прекращаются. С возникновением определенных требований к личным качествам товарища, постепенно товарищеские отношения становятся более крепкими, эмоционально окрашенными. Первоначально на оценку личностных качеств сверстника оказывает влияние оценка взрослого (педагога), которая отражает успешность младшего школьника в учебной деятельности. Постепенно с развитием личности школьника происходят и изменения личностного отношения к товарищам. Теперь основой оценки своего сверстника становится само отношение школьника к своему товарищу. К концу младшего школьного возраста отношения становятся более близкими и дружескими. Платформой для построения дружеских отношений является наличие общих интересов и увлечений, эмоциональных переживай, мыслей и духовных ценностей [11].
Одной из особенностей формирования межличностных отношений у младших школьников является становление ценностных ориентаций, которые взаимосвязаны с познавательными и волевыми сторонами деятельности ребенка. Для детей младшего школьного возраста наибольшее значение имеют те ценности, которые направлены на него самого, на его успех и благополучие. Также младшим школьникам свойственны новые отношения с педагогами и одноклассниками, включение в новый коллектив, в новый вид деятельности. Все это способствует расширению круга обязанностей, формированию характера, воли, формированию межличностных отношений [11].
В настоящее время одним из факторов, учитываемых младшими школьниками при построении межличностных отношений, выступает национальная принадлежность. Еще недавно этот фактор не играл такой важной роли при выборе партнера общения, дети не задумывались, с детьми какой национальности они хотели бы учиться, играть, дружить. Исследования Д. И. Фельдштейн показали, что в последние годы ситуация изменилась: около 70% детей младшего школьного возраста при выборе товарища на первое место по значимости ставят его национальность [62]. Скорее всего, это связано с толерантным отношением к людям другой национальности в семьях школьников. Ведь для детей очень важно мнение и отношение взрослых к их товарищам [18].
Таким образом, в начальных классах складывается система межличностных отношений, которая реализуется в совместной деятельности и регулируется педагогом. Также система личных отношений в этот период может развиваться спонтанно и стихийно, не всегда в правильном направлении, что представляет собой психолого-педагогическую проблему начальной школы. В целом система межличностных отношений, в которые включен младший школьник, существенно влияет на личностное развитие ребенка и является показателем школьного благополучия каждого ученика.
Характеристика межличностных отношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой псих
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.