Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Характер и его проявление в дошкольном возрасте

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Б. Г. Ананьев, основываясь на том, что первой ведущей деятельностью в онтогенезе ребенка является непосредственно-эмоциональное общение с окружающими, считает, что первым в процессе характерообразования возникает отношение личности к другим людям, которое, закрепляясь в жизнедеятельности, превращаются в наиболее общую черту характера — коммуникативность. Человек становится субъектом отношений, по мере того, как она развивается в жизненных ситуациях, как объект отношений со стороны других людей [6]. Отношение к людям выступает в таких чертах характера, как симпатия, внимательность, доброжелательность и тому подобное. Противоположностью этих черт являются замкнутость, бестактность, враждебность.
Таким образом, сам онтогенез задает определенную последовательность в формировании черт характера. В свою очередь, коммуникативные черты характера становятся внутренним основанием для формирования других черт — предметно-действующих (деловых). Если обратиться к онтогенезу психического развития ребенка, то легко убедиться, что непосредственно-эмоциональное общение ребенка, заменяется ведущей предметной деятельностью, которая составляет основу для формирования соответствующих личностных свойств. Они формируются на основе отношений, возникающих между субъектом и окружающей предметной средой. Принятие субъектом этих отношений в качестве личностно значимых способствует формированию интеллектуальных, волевых и деловых свойств личности. Следующее их закрепления, способствует формированию соответствующих устойчивых черт характера, таких, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость или противоположных им — лени, небрежности, пассивности.
Развитие характера связано с развитием способностей ребенка, поскольку формирование таких черт характера, как инициативность, решительность, организованность, настойчивость происходит в той же деятельности, в которой формируются и его способности. Расцвет способностей связано с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, организовано работать. В процессе труда развивается трудолюбие, как черта характера.
 Третья система отношений — это отношения личности к самой себе. Она формируется позже других, что обусловлено поздним становлением Я-концепции и самосознания. Человеку нужен большой опыт осознания себя субъектом поведения, чтобы отношения к себе превратились в рефлексивные свойства характера. Они наиболее тесно связаны с целями жизни и выполняют функцию самоотношения, саморегулирования и саморазвития. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка — одно из условий совершенствования личности, помогает воспитывать в себе такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются эгоцентризм, гордость и тщеславие.
Человек, имеющий эти черты, конечно, невольно создает конфликтные ситуации. Другая нежелательная крайность в характере человека — конформизм, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с чувством человеческого достоинства.
Наконец, четвертая система отношений личности в контексте ее духовного развития — это отношения с Богом, которые определяют формирование духовно-нравственных оценок (категории «хороший», «плохой», «злой» и др.) и духовно-нравственных качеств личности. Именно эти свойства завершают структуру характера и определяют его целостность.
Теоретические взгляды на личность, ее психические явления и функции в интегративной связи нуждаются в дополнении в тех случаях, когда речь идет о практической пользе психологических знаний, о необходимости практического их использования. Именно такую ​​роль должна играть, по мнению А. Кульчицкого, характерология, которая имеет своим предметом «различия и особенности психических целостей, то есть структур»[5]. В характерологии понятие «характер» употребляется в значении индивидуального психического своеобразия человека. Для упорядочения множества психических свойств в характерологии целесообразно, по А. Кульчицкому, использовать понятие типа, с которым тесно связано понятие психической диспозиции.
В понимании психической диспозиции А. Кульчицкий солидарен с ведущими европейскими психологами. Поэтому под диспозицией он понимает относительно константные склонности личности к переживанию определенного душевного содержания (по Лершу) или прочные направленности психической жизни (по Крюгеру), или потенциальные свойства психики (по Штерну). Психологический же тип определяется им, как очерченный иерархическим упорядочением таких диспозиций.
Ученый подчеркивает, что «характер — это не обычная сумма существующих психических диспозиций, а структурное составление и связь подрядных и суперординатных свойств вокруг некоего «ядра свойств», которые называют доминантами характера».
Таким образом, характерологическая диагностика направляет в структурное выяснение проблемы характера и ним завершается. Индивидуальное своеобразие структуры, называется характером, становится понятным лишь тогда, когда осуществлено, как считает Лерш, структурное «объяснение суперординатных и подрядных свойств характера вокруг его доминант, определяющих черты» [5].
А. Кульчицкий присоединяется к мнению немецкого психолога Клагеса, что при понимании характера следует различать:
1) свойства материи или материала, характера (интеллигентность, память, наблюдательность, сила воли, подвижность, чувственность и т.п.);
2) качественную содержательность характера (направления преданности, самопожертвования — любовь, сострадание, жажда знания и справедливости, следования к самоутверждению);
3) сочетание свойств характера, его тектонику (внутренняя гармония или дисгармония, согласие, или расщепленность, расхождение, или разрушение психических диспозиций);
4) специфику взаимосвязей определенных черт характера — структурные свойства (личностная возбудимость воли, живость чувственности и готовность в чем-то отличаться) [5].
Структурное понимание построения характера по Клагесу позволяет определить распределение характеров на различные типы. А. Кульчицкий соглашается с типологией Клагеса и рассматривает три их типа — психологический, психофизиологический и психокосмический, в зависимости от того, что положено в основу главного разделения: психические свойства, свойства психические в сочетании с физическими или отношение души к миру космоса [7].
Итак, из вышесказанного может сделать следующие выводы: характер формируется на протяжении всей жизни; характер определяется отношением человека к субъекту деятельности, то есть к миру, к людям и к самому себе; структура характера составляет совокупность черт и последовательность их формирования в онтогенезе; характер выступает одновременно результатом предыдущего и началом последующего развития личности.

Picture of Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.