Второй подход трактует лоббизм как более широкое явление и подразумевает под собой систему и практику реализации, продвижения интересов различных заинтересованных групп, путём организационного воздействия на государственную власть с целью удовлетворения собственных интересов. К этому подходу подходит формулировка, предлагаемая А. А. Нещадиным: «Лоббизм – особая система и практика организации отдельных групп общества для целенаправленного влияния на органы законодательной и исполнительной власти».
В рамках третьего подхода исследователи апеллируют, прежде всего, к процессуально-структурному или функциональному аспекту лоббистской деятельности, делая акцент на структуре лоббизма: объектах, субъектах и методах лоббизма. К этому определению близка трактовка, предложенная К.С. Киселевым, под лоббизмом он понимает «деятельность, имеющую целью легальное влияние на органы государственной власти и местного самоуправления, а также на лиц, замещающих государственные и муниципальные должности».
Безусловно, по своей сути лоббизм является сложным многокомпонентным явлением, корректнее будет сказать технологией.
Общая схема лоббистской деятельности может быть представлена на рисунке 1 ниже.