Учитывая то, что далее мы рассмотрим грантовую поддержку культуры в конкретном региона РФ, а именно Республики Татарстан, то считаем необходимым сразу отметить, что развитие фандрайзинга в Татарстане сталкивается с целым рядом проблем. Это проблемы разграничения благотворительной и спонсорской деятельности, вопросы стимулирования благотворительной деятельности и другие [5].
В целом, тема фандрейзинга в сфере культуры рассматривается многими авторами, данному вопросу уделено много внимания. в особенности в работах Галуцкого Г. М., Маслова В.Л., Тульчинского Г. Л. Дальнейшие исследование данной тематики будет строиться на результата работ данных авторов [4-6].
К началу 80-х годов прошлого века финансовый кризис в США привел к существенному снижению государственного финансирования социально-культурных проектов. Вот почему именно с этого времени фандрайзинг, который изначально не ориентировался на привлечение государственных средств, начал охватывать все больше сфер деятельности. Вместе с этим произошла диверсификация источников финансирования некоммерческих проектов, появились новые виды и формы фандрайзинга, среди которых были и те, что не подлежали налогообложению [10].
Современный фандрайзинг в Татарстане развивается в самых неблагоприятных для создания национальных фондов условиях. Сейчас в республике существует несколько десятков отечественных фондов, однако они либо поддерживаются международными фондами и подчинены их интересам, либо связаны с частным капиталом и являются «клубными», либо имеют очень незначительные средства и выдают небольшое количество мелких грантов [5].
Понятие фандрайзинга заключается в процессе привлечения денежных средств, человеческих, интеллектуальных, информационных ресурсах, которые организация не может обеспечить самостоятельно и которые являются необходимыми для реализации определенного проекта или своей деятельности в целом .
Отличительной чертой фандрайзинга в сфере культуры является то, что здесь некоммерческие организации привлекаются на поддержку некоммерческих проектов. Также на второй план отходит задача о получении прибыли с данных проектов [6,12]
Организация фандрайзинга предполагает поиск потенциальных источников финансирования, обоснование потребности в средствах и увязку с интересами финансовых доноров, формирование, поддержание и развитие связей с финансовыми донорами, формирование общественного мнения в пользу поддержки деятельности организации. Понятие фандрайзинга тесно связано, можно сказать состоит из других понятий, таких как благотворительность, мененатство. Благотворительность представляет собой бескорыстное жертвование любых ресурсов для пользования частными лицами или организациями и объединениями. Меценатство – помощь физического лица, которое смотивировало на оказание данной помощи например, просьба или собственное стремление, личная заинтересованность в решении проблемы или общественная значимость, получение прямой выгоды или косвенной, такой как реклама или репутация [4,6].
Если говорить о видах фандрайзинга, то можно выделить проектный и оперативный. Первый вид заинтересовывает инвесторов с большей силой, чем второй т. к. собранные средства направленны на конкретный проект и именно в проектном фандрайзинге инвестор сможет извлечь максимальную прибыль, что является огромным бонусом [12].
Оперативный фандрайзинг в сфере культуры предполагает организацию фандрайзинговой кампании с целью обеспечения деятельности той или иной организации культуры. Задачей фандрайзера может стать получение любого вида ресурсов: от финансовой помощи до покупки оборудования, которые необходимы для работы учреждения культуры. Особенностью данного вида фандрайзинга в сфере культуры является отсутствие конкретного назначения привлеченных ресурсов и, соответственно, их разнообразие. Отрицательным моментом в данном случае следует считать «размытость» задач фандрайзинга, отсутствие конкретных результатов от использования ресурсов, что может снижать эффективность практик фандрайзинга [1,14]. Позитивной же является возможность использовать полученные ресурсы на усмотрение организации, в том числе, при планировании будущих перспектив. Примеры оперативного фандрайзинга в музее — привлечение ресурсов для поддержки деятельности учреждения культуры в виде: а) финансовых средств; б) покупки специального экспозиционного оборудования; в) волонтеров, осуществляющих помощь в организации научной конференции.
Проектный фандрайзинг в сфере культуры. Данный вид фандрайзинга предполагает организацию фандрайзинговой кампании с целью привлечения конкретных ресурсов для реализации проектов в учреждениях культуры. Проектный фандрайзинг обладает явным преимуществом по сравнению с оперативным. Прежде всего, его позитивным моментом следует назвать «оформленность» и ясность предложений о сотрудничестве для организаций-доноров и конкретизации требуемых ресурсов. Фандрайзинг в данном случае предполагает акцентирование внимания на планируемом результате реализации проекта (открытие музея, проведение фестиваля и пр.) [3,15].
Cледует заметить, то нередко профессиональные специалисты данной области деятельности рекомендуют для проведения фандрайзинга представлять любую культурную деятельность в качестве того или иного проекта (библиотечного, творческого, театрального и т.д.). Культурным проектом может быть любое действие, которое имеет свои сроки, ресурсы, результат. Тогда список ресурсов будет прозрачен, понятен, а задача донора и результат культурной деятельности очевидными. Пример проектного фандрайзинга в театре — привлечение ресурсов для проведения театрального фестиваля в виде: а) денежных средства на оплату изготовления необходимых декораций и покупку костюмов; б) информационная поддержка СМИ; в) приобретение сувениров и призов; г) волонтеров, способных оказать помощь в организации фестиваля [14,15].
Безусловно, для сферы искусства фандрайзинг является важным явлением. Ведь именно оно помогает талантливым людям заниматься любимым делом, забывая о бумажной волоките, а все, потому что некоммерческие организации берут это бремя на себя. Выгоду от фандрайзинга получает не только та сфера которая получает средства от некоммерческой организации, но и сама организация, которая, выделяя деньги, рекламирует себя и рекламирует достаточно с хорошей стороны [12].
Грант как форма финансирования в сфере культуры
- Глеб Стрелков
- Менеджмент
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Глеб Стрелков
Закончил СПбГИКиТ факультет телевидения, дизайна и фотографии. Работаю преподавателем один год. Являюсь магистром. Кроме этого занимаюсь репетиторством и решаю школьные и студенческие работы по менеджменту и трудовым отношениям на этом сайте. Люблю свою профессию за то, что могу делиться полученным опытом и приобретенными знаниями.