Готовность ребенка к школьному обучению - курсовая работа готовая

Курсовая работа на тему Готовность ребенка к школьному обучению

В ходе своего взросления ребенок проходит сложный путь психологического и физического становления, в результате которого формируется ряд новообразований, характеризующих переход количественных изменений в новое качество. Их наличие, – отмечает Л.Ф. Фактикова, впоследствии будет являться залогом успешного дальнейшего развития и освоения личностного и социального пространства [20].
По мнению Г. Крайг, личность представляет собой совокупность взаимосогласованных представлений о себе или Я-концепцию, включающую внешние данные, ощущение здоровья и силы, восприятие дошкольника другими людьми, социальные ценности, самоанализ, идеалы, ожидание, а также опыт социального поведения [14].
В своих трудах Л.И. Божович исходит из положения о том, что человек является психологически зрелой личностью лишь в том случае, если он достиг определенного, высокого уровня психического развития. Основным условием при этом она считала возникновение у человека способности вести себя независимо от воздействующих обстоятельств, руководствуясь сознательно поставленными целями. Так можно ли рассматривать ребенка старшего дошкольного возраста как личность? При ответе на данный вопрос Л.И. Божович выдвинуто положение о возникновении в дошкольном возрасте тех личностных новообразований, совокупность которых станет основой личности взрослого в будущем. По мнению автора, личность – относительно устойчивая психологическая система высокого интегративного уровня, основа которой закладывается в дошкольном и младшем школьном возрасте [2]. Следовательно, в дошкольном возрасте начинается формирование тех базовых основных компонентов, которые в дальнейшем обеспечат индивидуальных характер развития и самореализацию личности.
Наиболее значимыми, на наш взгляд, психическими личностными новообразованиями в старшем дошкольном возрасте являются произвольность, основанная на саморегуляции, самосознание и самооценка. Все эти составляющие формируются при осознании ребенком своего Я.
Наряду с развитием самопознания происходит развитие эмоционально-ценностного отношения к себе. Эмоциональное самоощущение, по мнению психологов, возникают в онтогенезе прежде содержательного знания о себе, о своих индивидуальных качествах.
Процесс познания ребенком себя связан с разнообразными переживаниями, которые потом обобщаются в эмоционально-ценностное отношение к себе. Что в дальнейшем закрепляется в соответствующую самооценку.
По мнению Н.И. Гутковой, с целью подготовки ребенка к школе, главный упор надо делать не на знания, а на психологическую подготовку, сравнивая ее с фундаментом знания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки [8]. Именно наличие психологической подготовленности обеспечивает успех в восприятии базисных знаний, получаемых в начальных классах, а, следовательно, влияет на успеваемость ребенка, – утверждают Н.И. Гуткина [8], Я.Л. Коломинский [12], Н.В. Нижегородцева [15] и другие психологи. Данные авторы рассматривают психологическую готовность к школьному обучению как многокомпонентное образование.
Психологическая готовность, – считают Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, «целостное состояние психики ребенка, обеспечивающее успешное принятие им системы требований, предъявляемых школой в целом и учителем, успешное овладение новой для него деятельностью, и новыми социальными ролями» [12, с. 32].
Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Более полное определение дается в работе Н.И. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикова. По их мнению, психологическая готовность – «это сложное структурно-системное образование, которое включает личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др.» [15, с. 340].
Критерием психологической готовности Л.И. Божович называет новообразование «внутренняя позиция школьника», представляющее собой новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате сочетания познавательной потребности с потребностью в общении со взрослыми на новом уровне [2].
Традиционно психологическую готовность подразделяют на интеллектуальную, эмоциональную и социальную готовность (зрелость).
Интеллектуальная зрелость в существующем мире отражает функциональное созревание структур головного мозга. Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предусматривает: существование способности у ребенка использовать логику при анализе информации и принятии решений (наличие умения фиксировать внимание, осознавать основные взаимосвязи между явлениями, воссоздавать первоначальный образец), дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), смысловое запоминание информации, повышенное внимание к знаниям и процедуре их приобретения за счет дополнительных усилий, достаточная степень развития зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной зрелости считается развитая речь ребенка.
Под эмоциональной зрелостью подразумевается навык ребенка узнавать свои и чужие эмоции (с помощью мимики, интонации, жестов, в разных ситуациях), а также уменьшение импульсивных реакций и возможность большой промежуток времени выполнять не очень интересное задание. Дети, не владеющие своими эмоциями, попадают в сложное положение. Неудача вызывает ощущение своей неполноценности, а удача – слишком большую радость. Поглощение своими переживаниями дети теряют способность ориентироваться в происходящем, они невнимательны, не склонны рассуждать или логически мыслить.
К социальной зрелости относят необходимость будущего первоклассника в тесном контакте с детьми его возраста, умение находить с ними общий язык, общаться, а также способность выступать в роли ученика. Умение школьника устанавливать связь с ровесниками, действовать сообща, уступать, быть под чьим-то началом по необходимости – качества, которые создают ему условия для лёгкого приспособления к новой социальной среде. Это облегчает создание благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.
Таким образом, все перечисленные компоненты готовности ребенка к школьному обучению создают основу для формирования у него качеств, необходимых для успешного освоения программного материала, развития позитивных сторон его личности.

Поделиться статьёй
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.

Ещё статьи