Отличительной чертой правового состояния акционерных обществ, образованных при приватизации государственных предприятия, акции которых находятся в собственности Российской Федерации или в отношении которых применяется специальное право на участие государства в управлении указанными акционерными обществами («золотой акции»).
В широком смысле под приватизацией (от лат. privatus – частный) понимается передача имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за плату или безвозмездно в частную собственность, т.е. в собственность физических и (или) юридических лиц».
Приватизация состоит в передаче имущества из публичной собственности в частную. Нельзя не обратить внимание на то, что Федеральный закон от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» относит к специальному правовому регулированию всего лишь особенности создания и правового положения акционерных обществ, в остальных случаях на эти предприятия распространяется действие Федерального закона от 26.12.1995 г № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
В соответствии с законодательством, уставами созданных акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью определяются в обязательном порядке цели и предмет деятельности этих обществ.[16]
Из этого следует, что правоспособность такого акционерного общества становиться целевой и представляет собой исключение из общего правила об универсальной правоспособности акционерного общества.
Если государство владеет 100% акций, то функции общего собрания акционеров осуществляются соответствующими органами государственной власти.
Кроме участия в создании и деятельности предприятий, преимущественно открытых акционерных обществах, Российская Федерация может быть учредителем государственных корпораций.
Согласно ст. 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»: «Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
Все же государственные корпорации не являются ни корпорациями, ни государственными организациями и в числе случаев создаются преимущественно или даже исключительно для осуществления предпринимательской деятельности. Основной чертой положения таких юридических лиц является обстоятельство того, что каждая государственная корпорация создается на основании специального федерального закона, а поэтому в отличие от других юридических лиц не имеет учредительных документов.
Собственность, переданная корпорации Россией, как безвозмездное или на льготных условиях, становится собственностью данной государственной корпорации, а именно оказывается частной, а не государственной. Основой образования имущества являются регулярные и/или единовременные поступления (взносы) от юридических лиц, для которых обязанность осуществлять эти взносы установлена федеральным законом.
Правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок управления деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации конкретной государственной корпорации определяется федеральным законом, в соответствии с которым она создана.
Кроме непосредственного участия государства в уставных капиталах предприятий возможно и опосредованное участие. В данных событиях имущество из публичной собственности переходит в частную, хотя формально участником акционерного отношения становится не государство, а государственное унитарное предприятие или учреждение.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»: «Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц».
Отсюда следует, что Российская Федерация, точно так же, как и другие субъекты корпоративного права может принимать участие в корпоративных правоотношениях как прямо, так и косвенно.
Изучив целесообразность участия государства в тех или иных организационно-правовых формах юридического лица, можно прийти к выводу, что наиболее оптимальную организационно-правовую форму юридического лица для участия Российской Федерации в его управлении: акционерное общество. Гибкость, перспективность для участия, как государственного, так и частного капитала, отсутствие ограничений по количеству участников общества, удобство в управлении и привлечении внешних инвесторов, а также более жесткое нормативное регулирование деятельности акционерных обществ – далеко не все выявленные плюсы указанной организационно-правовой формы.
Государство как субъект корпоративного управления
- 2020-05-22
- Глеб Стрелков
- Менеджмент
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Глеб Стрелков
Закончил СПбГИКиТ факультет телевидения, дизайна и фотографии. Работаю преподавателем один год. Являюсь магистром. Кроме этого занимаюсь репетиторством и решаю школьные и студенческие работы по менеджменту и трудовым отношениям на этом сайте. Люблю свою профессию за то, что могу делиться полученным опытом и приобретенными знаниями.