Почему не использовать часть валютных ресурсов государства на закупку за рубежом столь необходимых для нас импортного оборудования и предприятий с передовыми технологиями? Именно таким способом появились в нашей стране Волжский автомобильный завод, купленный на нефтедоллары в Италии и Старооскольский металлургический комбинат с самыми современными технологиями, приобретенный также за нефтедоллары в ФРГ в 1970-е годы. По оценкам российских экономистов, изношенность основных фондов и технологического оборудования, установленного еще в советский период, сегодня достигает от 50 до 75 процентов в зависимости от отрасли экономики.
По данным Минфина России, в 2006 г. профицит федерального бюджета, то есть превышение доходов над расходами, составил 1трлн. 911 млрд. рублей. Эти данные Минфина удручают экономистов и социологов: почти 2.000.000.000.000 (два триллиона) рублей не использовались в 2006 г. ни для дальнейшего развития экономики, ни для проведения взвешенной социальной политики, ни для более успешной реализации приоритетных национальных проектов.
Политика искусственного изъятия денег из государственного бюджета продолжается. Еще 1триллион 500 миллиардов рублей была изъята из экономики в качестве профицита госбюджета на 2007 год. Из этого следует, что государство, в том числе Правительство РФ, Госдума, Совет Федерации пока не стремятся кардинально улучшить жизнь россиян. Стабилизационный фонд и золотовалютные резервы страны растут, а 40 процентов населения, по официальным данным, всё еще пребывает в состоянии нищеты.
Реальные масштабы бедственного положения миллионов людей в современной России значительно выше, чем показывает официальная статистика. По данным Всероссийского центра уровня жизни, численность бедных россиян составляет сейчас более 50 млн. человек или около 42%. Это те люди, чьи доходы ниже реального прожиточного минимума. Еще примерно столько же – 41% образуют неустойчивый «переходный» слой населения с учетом плохих жилищных условий, изменить которые граждане не в состоянии. Средний класс по оценкам Всероссийского центра уровня жизни составляет всего 14%, а благополучных россиян с высокими постоянными доходами и отличным жильем всего 3 процента из 143 млн. россиян. Соотношение социальных групп еще раз подчеркивает высокое расслоение российского общества по качеству и уровню жизни. Для преодоления бедности необходимы экстренные меры правительства.
Несмотря на ипотеку, национальный приоритетный проект «Доступное и комфортное жилье» государство не может сегодня обеспечить право граждан на жилище так, как это было до начала реформ. В СССР широкий круг людей мог в относительно короткий срок получить квартиру от государства. При Л.И.Брежневе, например, 80% советских людей жили в отдельной квартире. Это больше, чем сегодняшнее население России. Сегодня встать в очередь на бесплатное получение жилья по новому Жилищному кодексу РФ имеет только ничтожная часть самых обездоленных, социально незащищенных, малоимущих людей. И они обретут крышу над головой, при сегодняшних темпах коррумпированного жилищного строительства не раньше чем через 20-30 лет. К сожалению, в целях ускорения темпов и масштабов жилищного строительства государство не финансирует создание сети домостроительных комбинатов в регионах, не расширяет цементное производство, слабо участвует в подготовке инфраструктуры и коммуникаций строительных площадок и т.д. Крайне высок ипотечный процент, который в 3-5 раз выше, чем, например, в европейских государствах. По мнению экономистов, слишком высока ставка рефинансирования, установленная государством – 10,5%. Для сравнения, в США и Западной Европе она не превышает 1,5 – 2 процентов.
Государственная дума в конце 2016 г. сделала небольшой шаг в сторону увеличения зарплаты преподавателям вузов, имеющим ученую степень увеличены доплаты: за ученую степень кандидата наук до 3000 рублей, за ученую степень доктора наук – до 7000 рублей. Однако эти надбавки за ученую степень кардинально не решают оплату труда педагогов высшей квалификации. Профессор в России в 2017 г. за одинаковую работу получает в 30 раз меньше своего южнокорейского, французского или американского коллеги.
Поэтому у государства нет более важной задачи, чем удвоение или даже утроение средней заработной платы рабочих и служащих и соответственно — размера пенсий и пособий в самое ближайшее время.
К сожалению, за 16 лет реформ в нашей стране накопилось множество других нерешенных социально-экономических проблем. К ним можно отнести, прежде всего, низкий процент газификации населенных пунктов. Согласно официальной статистике, половина населения одной из самых богатых мировых держав XXI в. живет в условиях средневековья, по-прежнему отапливая дровами и углем свои жилища. Среди «кричащих» проблем — отсталое жилищно-коммунальное хозяйство. На его модернизацию государство выделяет с каждым годом всё меньше средств из бюджета, перекладывая содержание разваливающегося хозяйства на плечи в целом небогатого населения. Из-за этого каждую зиму в России перманентно рвутся ржавые трубы, нарушается тепло- и водоснабжение, замерзают десятки тысяч человек.
К этим не совсем высоким достижения России следует добавить низкий уровень государственного здравоохранения. По данным члена Общественной палаты Леонида Рошаля, наше здравоохранение занимало только 127 место в мире. В результате — высокая смертность граждан, в том числе детская смертность. Два из каждых трех новорожденных детей появляются на свет больными. За последние 10 лет уровень заболеваемости детей увеличился на 50%.
Подводя итог, можно отметить, что государственная задача на предстоящие годы представляется в завершении создания в России такой политической системы, такой структуры социальных гарантий и защиты граждан, такой модели экономики, которые вместе составят единый, живой, постоянно развивающийся и одновременно устойчивый и стабильный, здоровый государственный организм, способный гарантировать безусловный суверенитет России.
Государство, реализуя экономическую функцию, на фоне глобализации должно оперативно реагировать на любые вызовы в мировой экономике. Экономика современного Российского государства должна строиться таким образом, чтобы создать необходимые условия для реализации ее экономической функции в гармонии с выполнением других функций, ставить своей целью социальное изменение общества и конкретного человека.
На наш взгляд, только политико-экономический подход позволяет наиболее адекватно раскрыть генезис, сущность и логику развития экономических функций государства. Кроме того, данный подход дает ключ к пониманию своеобразия этих функций в современном обществе, направлений их дальнейшей трансформации.
Государство и экономика
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.