Ввиду общего роста налогового бремени в начале ХVIII в. с приходского духовенства взимались «мелочные всякие сборы» – мельничный, пчелиный, банный, пожарный, с рыбных ловель и т.д. Духовенство обязано было участвовать в караульной службе у городских шлагбаумов. Наряду с общими рекрутскими наборами сыновья духовенства привлекались также к исполнению специальных повинностей: в 1711 и 1718 гг. – в качестве плотников при строительстве Адмиралтейства, в 20-е гг. – рабочими на олонецкие фабрики.
Указ 1720 г. о введении подушной подати распространялся также на белое духовенство, за исключением священнослужителей, которые попадали в особый список. По указу 1722 г. свободными от уплаты налогов объявлялись все действующие священнослужители и члены их семей; церковнослужители, не являвшиеся сыновьями таких священнослужителей, обязаны были платить подушную подать. В 1723 г. в связи с установленными Синодом штатами приходского духовенства от подушного налога были освобождены заштатные священнослужители, но не их сыновья. Несмотря на данные указы, правовое положение духовенства оставалось нестабильным, поскольку продолжавшиеся военные наборы меняли состав духовного сословия.
Со времени Петра I начало все сильнее проявляться стремление государства ограничить церковную юрисдикцию. Начиная с 1700 г. стали появляться царские указы, все более ограничивавшие полномочия церковного суда. В 1701 г. был восстановлен Монастырский приказ, который занимался тяжбами между церковными людьми и мирянами. С учреждением коллегий существование Монастырского приказа стало излишним, и в 1720 г. он был упразднен. Духовенство оставалось под юрисдикцией местных органов Юстиц-коллегии.
Затем царь восстановил церковную юрисдикцию по отношению к духовенству, оставив в ведении светского суда лишь политические преступления. Тем не менее в Синод постоянно поступали жалобы на вмешательство государственных органов в деятельность духовных судов.
Постепенно духовенство становилось частью государственно-полицейского аппарата, проникавшего во все сферы жизни общества. Так, оно должно было присягать императору. На духовенство возлагались следующие функции: надзор за странствующими монахами и безместными священниками, участие в регистрации населения при ревизиях, надзор за повивальными бабками и ведение списков матерей, умерших при родах. Священники, не доносившие властям о выражениях недовольства, считались соучастниками преступления.
Петр стремился к тому, чтобы приобщить Россию к европейской христианской культуре. При этом он был убежден в необходимости сохранить православную веру и господство православной церкви. Тем не менее преобразования Петра принципиально изменили взаимоотношения между государством и церковью. Святейший Синод при Петре I в 1721 – 1725 гг. ведал делами не только православного, но и других христианских вероисповеданий и даже нехристианских религиозных общин.
Святейший Синод был задуман как коллегия, управляющая религиозными делами всех подданных в равной мере. Создавалось впечатление, что Петр объявил себя «главой церкви». Вопрос о принадлежности монарха к православной церкви стал политической проблемой. Впоследствии государи делали попытки всячески подчеркнуть свою принадлежность к православной вере и православной церкви.
После смерти Петра I органы управления Святейшего Синода были отчасти ликвидированы, отчасти преобразованы. Согласно именному указу Екатерины I Cинод был освобожден от «бремени хозяйственных забот» . Синодальное управление делилось на два «апартамента»: первый состоял из архиереев и управлял духовными делами, второй – из светских чиновников и занимался судом и «смотрением сборов и экономии». Второй отдел вскоре стал просто Коллегией экономии, которая в 1727 г. была подчинена Сенату. Причиной реформы была растущая недоимка по казенным сборам. За период 1724 – 1732 гг. за Синодом накопилось недоимок 844 817 руб. 92 коп. В 1726 г. Синод был подчинен Верховному Тайному совету как высшему государственному органу. Через несколько месяцев Святейший Синод был лишен званий «Правительствующего» и «Святейшего» и стал именоваться Духовным Синодом.
Государство и церковь в 18 веке
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.