Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Государственный внутренний долг России и его оценка на современном этапе

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Под государственными заимствованиями РФ понимаются займы и кредиты, которые берутся у физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, предполагающие возникновения долговых обязательств РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками. В законодательстве выделяются государственные внешние заимствования РФ и государственные внутренние заимствования РФ.
Государственные займы выпускаются через эмиссию ценных бумаг соответствующего уровня. Для выражения и оплаты государственных долговых обязательств, составляющих внутренний долг, используется валюта РФ. Для того, чтобы оформить государственные внутренние займы, осуществляется выпуск ценных бумаг различных видов: облигаций, казначейских обязательств, бескупонных облигаций и других, относящихся к эмиссионным ценным бумагам.
В качестве наиболее распространенного вида ценных бумаг по государственным займам выступают облигации внутреннего государственного займа. Облигации внутренних займов выпускаются, как правило, на предъявителя.
Для оформления внутренних государственных займов также выпускаются государственные казначейские обязательства. Под казначейскими обязательствами понимаются размещаемые на добровольной основе среди населения и юридических лиц государственные ценные бумаги, которые удостоверяют, что их держатели внесли денежные средства в бюджет, а также имеют право получать фиксированный доход в течение всего срока владения этими ценными бумагами.
Третья форма государственного долга представлена договорами и соглашениями, в которых прописано, что соответствующий заемщик получил бюджетные ссуды и бюджетные кредиты от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Исполнение обязательств по возврату бюджетного кредита возможно обеспечить лишь посредством банковских гарантий, поручительств, залога имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 % предоставляемого кредита.
Самостоятельной формой государственного долга являются также договоры о предоставлении РФ муниципальных гарантий. Государственной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, как гарант, дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.
Пятая форма государственных федеральных долговых обязательств – соглашения и договоры, в том числе международные, которые были заключены от имени России, о том, чтобы были пролонгированы и реструктуризированы долговые обязательства РФ прошлых лет. Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
В качестве критериев долговых обязательств государства можно отметить не только форму, но и продолжительность. Они бывают краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет) обязательствами. О том, в какие сроки должен быть погашен долг, прописано в конкретных условиях внутреннего государственного займа. В любом случае государственные долговые обязательства должны быть погашены в срок до 30 лет, а муниципальные – до 10 лет.
Предполагается следующая классификация государственного долга.
Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.
Под капитальным государственным долгом понимается вся сумма долговых обязательств государства, которые были выпущены и не погашены, в том числе начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.
Под текущим долгом понимаются расходы государства, которые включают в себя выплату доходов кредиторам и погашение обязательств, срок которых наступил.
В соответствии с действующим законодательством долг бывает государственным и общегосударственным. Последнее понятие является более широким, поскольку в него включена задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти. Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам.
В зависимости от валюты обязательств государственный долг подразделяется на:
— внутренний, который выражает обязательства в валюте Российской Федерации, т.е. в рублях. В объем государственного внутреннего долга включаются основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации; объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией; объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней; объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
— внешний, выраженный в иностранной валюте. В объем государственного внешнего долга включаются объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, а также объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.
В некоторых случаях дополнительным критерием по разграничению государственного долга на внешний и внутренний может служить субъектный состав. Предоставление кредитных средств государству резидентами свидетельствует об образовании внутреннего долга, заимствование денежных средств у нерезидентов ведет к образованию внешнего долга.
Современная кредитная деятельность Российской Федерации показывает усилившееся взаимодействие внешнего и внутреннего долга. Так, часть внутреннего долга по государственным краткосрочным облигациям была трансформирована в краткосрочный внешний долг, в то время как для погашения внешнего долга эмитируются новые государственные ценные бумаги, размещаемые на внутреннем фондовом рынке.
Однако справедливо отметить, что содержащиеся в БК РФ критерии разграничения государственного долга на внутренний и внешний требуют серьезной доработки.
Являясь следствием кредитной деятельности государства, имеющей юридическую форму, государственный долг также может существовать только в определенных формах, выработанных экономической практикой и зафиксированных законодательством (ст. 98 БК РФ) .

Picture of Дмитрий Лазарев
Дмитрий Лазарев
Закончил Тульский государственный университет. Учился на факультете экономики. Преподаю около 10 лет, мой послужной список насчитывает 10 научных статей, 3 монографии и 1 диссертацию. Люблю свою работу и хочу делиться знаниями с подрастающим поколением, поэтому помимо преподавания сотрудничаю с компанией «Диплом777» и помогаю студентам в написании контрольных, курсовых и дипломных работ.