Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Государственный сектор в рыночной экономике

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Реформа 1718-1720 гг. Цель реформы – централизация управления государственным имуществом; упразднение большинства приказов, введение так называемых коллегий. Управление государственным имуществом осуществляется Камер-коллегией при сохранении некоторой раздробленности функций в управлении государственным имуществом (обеспечение казённых предприятий и рудников рабочей силой и управление гор-
ной и металлургической промышленностью осуществляется Берг-коллегией; управление казёнными мануфактурами и принятие решений о реквизиции частных предприятий осуществляет Мануфактур-коллегия).
Вторая половина XVIII в. – тенденция децентрализации управления государственными предприятиями как результат губернской реформы и создания региональных казённых палат. Сосредоточение хозяйственного и финансового управления государственным имуществом и государственными предприятиями на уровне казённых палат, являвшихся формально отделениями Камер-коллегии.
XIX в. – начало ХХ в. – утверждение министерств как органов управления государственными предприятиями. Сосредоточение функций управления всеми видами казенного имущества и казённых предприятий на уровне Министерства финансов, а затем Министерства государственного имущества. Преобразование Министерства государственного имущества в Министерство земледелия и государственных имуществ (1894 г.). 1905 г. – с целью повышения эффективности управления казёнными заводами и мануфактурами вопросы управления казённой промышленностью передаются Министерству торговли и промышленности [27, с. 282]. Хозяйственная деятельность казённых предприятий регламентируется Уставом о промышленности и приложениями к нему, положениями для отдельных ведомств. Собственная система управления казёнными предприятиями в рамках каждого ведомства. Некоторая коммерциализации деятельности казённых предприятий (казённые предприятия могли добавлять 15% к себестоимости; прибыль казенных предприятий должна была направляться на модернизацию и расширение производства, часть прибыли (10%) предназначалась для премирования администрации) [3, с. 26]. В этот период принимаются попытки балансирования материальной заинтересованности руководителей казённых предприятий и централизованного контроля как способа повышения эффективности деятельности государственных предприятий.
1917 г. – 1920-е гг. – становление и развитие системы прямой организации государством производства на предприятиях страны. Управление бывшими казёнными заводами и национализированными предприятиями осуществляется отраслевыми главными комитетами (главками) и центральными управлениями (центрами) Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). Распределение государственных предприятий на три группы в период военного коммунизма:
– группа предприятий государственного значения (управление осуществляется центральными органами Высшего совета народного хозяйства);
– группа предприятий, управляемых губернскими совнархозами под непосредственным руководством центральных органов Высшего совета народного хозяйства;
– группа предприятий местного значения (управление осуществляется только губернскими совнархозами).
Распределение продукции всех государственных предприятий возложено на Народный комиссариат продовольствия, осуществляющий и функции ценообразования 1920-1929 гг. – период НЭПа. Перевод государственных промышленных предприятий на хозяйственный расчет – отказ государства от прямого управления этими предприятиями и от финансовой ответственности за их положение при сохранении прав собственника. Создание работающих на принципах хозяйственного расчета трестов, включавших несколько предприятий. Преобразование трестов в опосредующие звенья по управлению экономикой в период свертывания НЭПа.
1930-1953 гг. – становление и развитие системы управления государственными предприятиями на принципах военно-мобилизационной директивной экономики. Формируются органы контроля и управления, составляющие целостную систему командно-административного управления экономикой.
1953-1964 гг. – «хрущёвский период». Создание Всесоюзного совета народного хозяйства. Упразднение отраслевых министерств, формирование совнархозов. Управление по территориальному принципу. Появление временной самостоятельности у государственных предприятий и местного хозяйственного управления, минимизированной бюрократическими методами управления укрепляющимися совнархозами.
1964-1986 гг. – период «застоя». Инертность, консервативность форм и методов в управлении государственными предприятиями. Попытка перевода на полный хозяйственный расчет государственных предприятий по замыслу реформы 1965 г. Несовместимость хозяйственной самостоятельности предприятий и системы централизованного планирования. Реформа 1979 г. – попытки активизировать внедрение принципов хозяйственного расчета в деятельность предприятия при одновременном усилении точечного директивного планирования, попытки создать экономические стимулы, ограничивая при этом права предприятий. Как следствие, усиление партийного контроля и преобладание централизованных решений.
Конец 1980-х – 1990-е гг. Неэффективное использование потенциала государственных предприятий. Процессы разгосударствления и приватизации. На этом фоне проблема эффективного управления предприятиями государственного сектора экономики отходит на второй план. Претерпев эволюцию в рамках социалистической формы хозяйствования,система управления государственным сектором и государственными предприятиями возвращается к принципам смешанной экономики.
2000-е гг. – … – в России, как и в зарубежных странах, государственный сектор экономики, реализующий себя через систему государственных и муниципальных предприятий, становится важной составляющей национальной модели развития. На федеральном уровне функционирует Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество), находящееся в ведении Министерства экономического развития РФ. На региональном уровне созданы территориальные управления Росимущества.
С точки зрения формирования адекватной сложившимся реалиям системы управления государственными и муниципальными предприятиями небезынтересен зарубежный опыт управления предприятиями государственного сектора.
В мировой практике управления государственной собственностью и государственными предприятиями сложились три основные модели: децентрализованная (секторальная), дуальная и централизованная.

Фаина Сафонова
Фаина Сафонова
Работаю преподавателем и аспирантом, мне 28. Закончила РАНХиГС, факультет международных отношений и политических исследований. Кроме основной работы подрабатываю школьным репетитором и автором в компании «Диплом777». Люблю свою работу за то, что могу делиться знаниями со школьниками и студентами всей страны.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜