Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Государственный сектор в рыночной экономике

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Реформа 1718-1720 гг. Цель реформы – централизация управления государственным имуществом; упразднение большинства приказов, введение так называемых коллегий. Управление государственным имуществом осуществляется Камер-коллегией при сохранении некоторой раздробленности функций в управлении государственным имуществом (обеспечение казённых предприятий и рудников рабочей силой и управление гор-
ной и металлургической промышленностью осуществляется Берг-коллегией; управление казёнными мануфактурами и принятие решений о реквизиции частных предприятий осуществляет Мануфактур-коллегия).
Вторая половина XVIII в. – тенденция децентрализации управления государственными предприятиями как результат губернской реформы и создания региональных казённых палат. Сосредоточение хозяйственного и финансового управления государственным имуществом и государственными предприятиями на уровне казённых палат, являвшихся формально отделениями Камер-коллегии.
XIX в. – начало ХХ в. – утверждение министерств как органов управления государственными предприятиями. Сосредоточение функций управления всеми видами казенного имущества и казённых предприятий на уровне Министерства финансов, а затем Министерства государственного имущества. Преобразование Министерства государственного имущества в Министерство земледелия и государственных имуществ (1894 г.). 1905 г. – с целью повышения эффективности управления казёнными заводами и мануфактурами вопросы управления казённой промышленностью передаются Министерству торговли и промышленности [27, с. 282]. Хозяйственная деятельность казённых предприятий регламентируется Уставом о промышленности и приложениями к нему, положениями для отдельных ведомств. Собственная система управления казёнными предприятиями в рамках каждого ведомства. Некоторая коммерциализации деятельности казённых предприятий (казённые предприятия могли добавлять 15% к себестоимости; прибыль казенных предприятий должна была направляться на модернизацию и расширение производства, часть прибыли (10%) предназначалась для премирования администрации) [3, с. 26]. В этот период принимаются попытки балансирования материальной заинтересованности руководителей казённых предприятий и централизованного контроля как способа повышения эффективности деятельности государственных предприятий.
1917 г. – 1920-е гг. – становление и развитие системы прямой организации государством производства на предприятиях страны. Управление бывшими казёнными заводами и национализированными предприятиями осуществляется отраслевыми главными комитетами (главками) и центральными управлениями (центрами) Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). Распределение государственных предприятий на три группы в период военного коммунизма:
— группа предприятий государственного значения (управление осуществляется центральными органами Высшего совета народного хозяйства);
— группа предприятий, управляемых губернскими совнархозами под непосредственным руководством центральных органов Высшего совета народного хозяйства;
— группа предприятий местного значения (управление осуществляется только губернскими совнархозами).
Распределение продукции всех государственных предприятий возложено на Народный комиссариат продовольствия, осуществляющий и функции ценообразования 1920-1929 гг. – период НЭПа. Перевод государственных промышленных предприятий на хозяйственный расчет – отказ государства от прямого управления этими предприятиями и от финансовой ответственности за их положение при сохранении прав собственника. Создание работающих на принципах хозяйственного расчета трестов, включавших несколько предприятий. Преобразование трестов в опосредующие звенья по управлению экономикой в период свертывания НЭПа.
1930-1953 гг. – становление и развитие системы управления государственными предприятиями на принципах военно-мобилизационной директивной экономики. Формируются органы контроля и управления, составляющие целостную систему командно-административного управления экономикой.
1953-1964 гг. – «хрущёвский период». Создание Всесоюзного совета народного хозяйства. Упразднение отраслевых министерств, формирование совнархозов. Управление по территориальному принципу. Появление временной самостоятельности у государственных предприятий и местного хозяйственного управления, минимизированной бюрократическими методами управления укрепляющимися совнархозами.
1964-1986 гг. – период «застоя». Инертность, консервативность форм и методов в управлении государственными предприятиями. Попытка перевода на полный хозяйственный расчет государственных предприятий по замыслу реформы 1965 г. Несовместимость хозяйственной самостоятельности предприятий и системы централизованного планирования. Реформа 1979 г. — попытки активизировать внедрение принципов хозяйственного расчета в деятельность предприятия при одновременном усилении точечного директивного планирования, попытки создать экономические стимулы, ограничивая при этом права предприятий. Как следствие, усиление партийного контроля и преобладание централизованных решений.
Конец 1980-х – 1990-е гг. Неэффективное использование потенциала государственных предприятий. Процессы разгосударствления и приватизации. На этом фоне проблема эффективного управления предприятиями государственного сектора экономики отходит на второй план. Претерпев эволюцию в рамках социалистической формы хозяйствования,система управления государственным сектором и государственными предприятиями возвращается к принципам смешанной экономики.
2000-е гг. — … — в России, как и в зарубежных странах, государственный сектор экономики, реализующий себя через систему государственных и муниципальных предприятий, становится важной составляющей национальной модели развития. На федеральном уровне функционирует Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество), находящееся в ведении Министерства экономического развития РФ. На региональном уровне созданы территориальные управления Росимущества.
С точки зрения формирования адекватной сложившимся реалиям системы управления государственными и муниципальными предприятиями небезынтересен зарубежный опыт управления предприятиями государственного сектора.
В мировой практике управления государственной собственностью и государственными предприятиями сложились три основные модели: децентрализованная (секторальная), дуальная и централизованная.

Picture of Фаина Сафонова
Фаина Сафонова
Работаю преподавателем и аспирантом, мне 28. Закончила РАНХиГС, факультет международных отношений и политических исследований. Кроме основной работы подрабатываю школьным репетитором и автором в компании «Диплом777». Люблю свою работу за то, что могу делиться знаниями со школьниками и студентами всей страны.