Во многих странах мира и России бюджетные реформы проходят параллельно с существенными изменениями государственного управления социально-экономическим развитием в мировой практике и оказывают значительное влияние на систему управления бюджетными расходами. Реформа государственного управления, которая проходит во многих странах мира в течение последних 15-20 лет, носит преимущественно вспомогательный характер, содействуя реализации реформы системы общественных финансов в связи с внедрением стратегического и среднесрочного бюджетного планирования, бюджетирования, ориентированного на результат, управления рисками, новой системы учета и отчетности.
Целями проводимых бюджетных реформ и реформы государственного управления являются:
— повышение результативности использования бюджетных средств,
— повышение эффективности государственной деятельности, в том числе по управлению бюджетами;
— обеспечение устойчивости общественных финансов;
— повышение прозрачности и ответственности при принятии управленческих решений органами публичной власти.
В контексте указанных преобразований во многих странах мира наблюдается тенденция к расширению использования проектного подхода при управлении бюджетными расходами. К числу причин внедрения проектного управления в бюджетный процесс зарубежных стран можно отнести:
— отсутствие комплексного подхода к решению конкретных проблем социально-экономического развития;
— направленность на освоение бюджетных средств, а не на достижение целей их использования;
— инерционность управленческого механизма, т.е. реагирование на современные вызовы старыми методами;
— недостаточный уровень гибкости при принятии управленческих решений в условиях постоянно меняющейся среды;
— рост бюджетных расходов при снижении их общей результативности (в том числе не достижение запланированных целей и индикаторов либо их достижение в более поздние сроки);
— отсутствие мотивации государственных служащих к совершенствованию своей деятельности;
— отсутствие четких, формализованных процедур инициирования, подготовки, реализации идей развития.
Говоря о зарубежной практике проектного управления бюджетными расходами можно выделить ряд тенденций:
1) реализация проектного подхода в рамках программно-целевого управления. Так, формирование бюджетов в США и Канаде осуществляется в разрезе бюджетных программ, в состав которых включаются бюджетные проекты. Оценка эффективности бюджетных расходов и контроль реализации проектов в указанных странах аналогичны оценке и контролю эффективности государственных программ;
2) использование проектных принципов в управлении преимущественно бюджетными инвестициями, а также бюджетными расходами на внедрение качественно новых продуктов и услуг.
Учитывая то, что внедрение проектного управления в бюджетный процесс требует не только разработки нормативно-правовой и методической базы, но и изменения организационной структуры, типа мышления государственных служащих, а следовательно — дополнительных затрат, в ряде стран (Великобритания, США, Канада) сфера применения проектного подхода ограничена.
В частности, в США и Канаде проектным подходом, как правило, охвачены бюджетные расходы на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, строительство и модернизацию крупных инфраструктурных объектов. Аналогично в Великобритании проектное управление используется при реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, предполагающих значительные объемы бюджетных расходов;
3) наличие специализированных органов управления проектной деятельностью (созданные на базе ведомства – ответственного исполнителя бюджетной программы, либо независимой организации). Так, например, в целях преодоления многолетней стагнации в экономике за счет повышения качества управления бюджетными расходами в 2009 году в Малайзии создан проектный офис по эффективности деятельности и реализации реформ PEMANDU (Performance Management and Delivery Unit).
В Великобритании координацию проектной деятельности осуществляет специальное ведомство, созданное в 2016 году в составе офиса Премьер-Министра и Казначейства – Департамент инфраструктуры и проектов (Infrastructure and Projects Authority), функциями которого являются:
— определение уровня затрат на реализацию проектов на основе стоимости жизненного цикла;
— представление Парламенту и широкой общественности информации обо всех масштабных бюджетных проектов в виде отдельного стратегического документа;
— сопровождение проектов через участие уполномоченных Департаментом лиц;
— проведение оценки результативности проектной деятельности, представление отчетности в Национальный офис аудита, Парламент и общественности.
В Сингапуре роль проектного офиса выполняет Центр управления государственными проектами Министерства финансов, который осуществляет методологическую поддержку при определении целей и рисков бюджетных проектов, а также обобщает лучшие проектные практики и оценивает возможности их применения.
4) стандартизация проектной деятельности. Широкое распространение стандартов проектного управления во многих странах мира (например, национальные стандарты разработаны в США (PMBoK), Японии (P2M), Великобритании (PRINCE), Германии (DIN 69901), Китае (C-PMBoK), Индии (CEMP), Швейцарии (Hermes)) обусловлено преимуществами их применения:
— системность проектного управления за счет формализации процедур инициирования, подготовки, реализации и завершения проектов;
— возможность обобщения опыта применения проектного подхода в мировой практике и извлечение полезных уроков в целях недопущения возможных ошибок в дальнейшем;
— сокращение времени принятия управленческих решений и повышение их качества за счет типизации и унификации деятельности, документов и инструментов;
— обеспечение эффективных коммуникаций, повышение ответственности и мотивации участников проектной деятельности.
Таким образом, обзор зарубежного опыта свидетельствует о широком распространении проектного подхода в бюджетной практике. Несмотря на то, что в российской практике управления бюджетными расходами применение проектного подхода в настоящее время только получает свое развитие, можно отметить его соответствие международному опыту (в части реализации в рамках программно-целевого управления инвестиционными расходами, создания проектных структур). В то же время международный опыт стандартизации проектного управления может быть полезен при разработке стандартов проектного управления бюджетными расходами в нашей стране.
Государственный сектор ( на примере зарубежной страны ) состояние и перспективы развития
- Валерий Некрасов
- Экономика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Валерий Некрасов
Более 15 лет назад окончил РУДН, факультет физико-математических и естественных наук. По специальности работаю 10 лет – я преподаватель, моя научная степень кандидат наук. Написал 8 научных статей и в данный момент работаю над диссертацией. В свободное время работаю на этом сайте, помогаю студентам с курсовыми и дипломными. Люблю свою работу за то, что учащиеся благодарны за подаренные знания.