Необходимо отметить, что в странах с развитой экономикой государственный кредит используют для привлечения инвестиций, для развития предпринимательства; за государственный кредит, как правило соответствует определенный уполномоченный орган; постоянно происходит поиск эффективных методов оценки предоставленных ресурсов.
1.2. Основные характеристики государственного кредита
Государственный кредит — это совокупность экономических отношений, возникающих как между государством, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, так и по поводу движения денежных средств на основе возвратности, платности, срочности и формирования на этой основе дополнительных финансовых услуг всех субъектов этих отношений. Предоставление государственного кредита является одним из элементов, развивающих мировую интеграцию. Посредством международного кредита страны укрепляют экономические связи между собой и происходит усиление зависимости между ними. Данная зависимость лишает страны части суверенитета, что иногда вызывает определенные внутренние экономические проблемы. Государственный кредит существует в добровольной форме, с наличием лишь нескольких исключений (в годы Великой Отечественной войны в СССР практиковалась принудительная подписка на государственные с целью восстановления национального хозяйства после войны) [16].
Государственный кредит решает некоторые задачи, которые выдвигает государство (рисунок 1).
Рисунок 1. Задачи, которые решает государство посредством использования
государственного кредита [9]
Государственный кредит классифицируется на два вида: внешний и внутренний кредиты. Внутренний кредит наиболее распространенная форма государственного заимствования, так как государство занимает средства у резидентов страны в национальной валюте (чаще всего это происходит через выпуск государственных облигаций). Внешний кредит государство берет на мировом финансовом рынке. Данный вид кредитования государства приобретает форму государственных внешних займов, сумма которых вместе с процентами включаются в государственный долг страны. Государственный кредит выполняет три основные функции: распределительную, регулирующую и функции учета, целевого и рационального использования кредита, выделяемого государством, а также контроль над ним [4].
Государственный кредит интересен тем, что его легальное определение не закреплено в российском законодательстве, но между тем данное понятие упоминается в отдельных нормативных правовых актах.
Рассматривая данные правоотношения, можно выделить следующие принципы:
1) Принцип возвратности означает, что бюджетный кредит должен быть возвращен кредитору. С принципом возвратности связан принцип срочности, который означает, что кредит должен быть возвращен в установленный срок.
2) Принцип возмездности означает что должник обязан предоставлять плату за пользование государственным кредитом. Согласно статье 6 БК РФ он является обязательным принципом наряду с возвратностью, однако в п.2 статьи 93.2 БК РФ говорится о том, что бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено БК РФ или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности. В статье 5 Проекта БК РФ говорится о том, что бюджетный кредит предоставляется на возвратной и (или) возмездной основах [3]. Примером отступления от принципа возвратности может служить пункт 17 ПБУ 13/2000, в рамках которого для бюджетных кредитов на возвратной основе предусматривается возможность освобождения организации от возврата полученных ресурсов при выполнении определенных условий [1]. Принципы возвратности и возмездности являются обязательными для государственного кредита, но они могут не применяться в совокупности и в конкретных случаях достаточно применения одного из них.
3) Принцип добровольности означает, что субъекты отношений, складывающихся в процессе предоставления бюджетных кредитов, самостоятельно решают вопрос о вступлении в данные правоотношения. Однако данный принцип может не соблюдаться.
4) Принцип публичного кредита означает, что в данных правоотношениях помимо государства и иных публично-правовых образований могут участвовать юридические лица, иностранные государства, иностранные юридические лица и международные финансовые организации. Данное понятие является более правильным для БК РФ чем понятие бюджетного кредита, так как последний предполагает участие в госкредитных правоотношениях только РФ и публично-правовых образований (субъектов РФ, муниципальных образований).
Из всего изложенного можно сделать вывод о том, что обязательным принципом является публичность, а что касается остальных, то они хоть и являются основными, но в определенных случаях их соблюдение видоизменяется.