Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Государственный контроль, его понятия, виды и функции

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Если прежний ФЗ от 08.08.2001 № 134-ФЗ устанавливал единые требования, адресованные практически всем видам государственного контроля (надзора) (как показала практика не все и не во всех случаях они могли быть применимы), то в ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ много исключений из общего правила – определяются случаи, когда конкретные виды контрольно-надзорной деятельности характеризуются индивидуальными особенностями. Причем такие особенности могут устанавливаться не только иными федеральными законами, но и актами Правительства РФ.
Таким образом, государственный контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.
1.2 Виды государственного контроля

Государственный контроль в зависимости от содержания и объема может быть общим (охватывающим все направления деятельности контролируемого объекта), и специальным (когда контроль осуществляется по какому-то определенному направлению деятельности, или по поводу конкретного вопроса: таможенный, финансовый, экологический, санитарный контроль и т.д.).
В зависимости от организационно-правовой формы или направленности государственный контроль может быть внутренним (осуществляемым в пределах конкретного органа исполнительной власти / иного органа), а также внешним (осуществляемым в отношении объектов, неподчиненным контролирующим органам).
По объему и содержанию различают общий государственный контроль, межотраслевой (или как его называют «надведомственный»), и внутриведомственный или отраслевой контроль.
Общий контроль органов исполнительной власти включает:
– контроль за исполнением и соблюдением Конституции, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ;
– консолидацию, объединение подведомственных (подконтрольных) органов по направлениям деятельности;
– заслушивание докладов и отчетов полномочных представителей подконтрольных органов о результатах и состоянии их деятельности.
Общий контроль осуществляют: Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, администрации (правительства) иных субъектов РФ.
Межотраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется в целях обеспечения единообразного решения комплексных задач, относящихся к ряду отраслей управления, органами исполнительной власти надведомственной компетенции; между субъектами и объектами контрольной деятельности отсутствует организационная подчиненность.
Во внимание необходимо принимать и особенности осуществления определенных видов государственного надзора, предусматривающих собственную классификацию надзорной деятельности. Что также создает определенную сложность в реализации соответствующего надзора. Так, например, в силу требований п.2 ч. 4 ст. 1 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ лицензионный контроль отнесен к видам государственного контроля (надзора), при осуществлении которого особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами. По общему правилу, особенности организации и проведения проверок, определяются статьей 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». При этом предметом проверки может являться соблюдение лицензиатом лицензионных требований, которые, в свою очередь, устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством РФ. На сегодняшний день ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяет более сорока видов деятельности, на которые требуются лицензии.
Наиболее сложным и «многослойным» на сегодняшний день является экологический надзор. Государственный экологический надзор включает в себя: государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; государственный земельный надзор; государственный надзор в области обращения с отходами; государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха; государственный надзор в области использования и охраны водных объектов; государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации и др. Следует отметить, что некоторые из указанных видов надзора осуществляются не только органами государственного экологического надзора: Росприроднадзором и соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, но и иными федеральными органами исполнительной власти и государственными учреждениями. В последнем случае соответствующие виды надзора будут рассматриваться в качестве самостоятельной надзорной деятельности и полностью регламентироваться ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ без установления каких-либо особенностей, поскольку в силу требований ч.4 ст. 1 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок могут устанавливаться только в отношении государственного экологического и земельного надзора.
Таким образом, государственный контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров. Общий контроль осуществляют: Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, администрации (правительства) иных субъектов РФ. Межотраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется в целях обеспечения единообразного решения комплексных задач, относящихся к ряду отраслей управления.

Picture of Данила Тетерин
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.