Экономический климат государства прежде всего определяется состоянием государственного бюджета, то есть его профицитом, дефицитом или же сбалансированностью. Бюджет является одним из главных инструментов управления экономической ситуацией в стране [4, с. 659]. В случае дефицита мы сталкиваемся с государственным долгом.
В современном мире государственный долг характерен практически для всех стран без исключения. Использование государственного кредита объясняется необходимостью устранить противоречие между возрастающими потребностями государства в финансовых ресурсах и ограниченными возможностями получения доходов, формирующих государственный бюджет. Поэтому государство вынуждено заимствовать денежные средства как у собственного населения и различных организаций, так и у иностранных государств и субъектов международного права [3, с. 315].
В настоящее время государственный долг не рассматривают как негативное явление, даже развитые страны не стремятся к полному его погашению. Государственный долг возникает в условиях, когда государственная расходная часть бюджета превышает ее доходную, следовательно, образуется бюджетный дефицит.
Рост государственного долга влечет за собой отрицательные экономические последствия:
— увеличение неравенства среди населения страны из-за эмиссии облигаций и накопления дохода от них у более состоятельных граждан;
— сокращение уровня национальных сбережений;
— отток капитала из страны;
— выплату процентов, осуществляемых за счет средств, привлекаемых из бюджета страны, поскольку на обслуживание долга отвлекаются средства из производственного сектора экономики, что снижает эффективность экономики страны и тормозит экономический рост;
— снижение размеров инвестиций.
Однако эта нежелательная сторона государственных заимствований может быть исключена, если государство будет вкладывать привлеченные денежные средства в объекты, приносящие доходы, за счет которых будут выплачиваться проценты и основная сумма долга [5, с. 209].
Российская Федерация также прибегает к использованию государственного кредита, который является основой государственного долга.
Общий государственный долг РФ делится на две составляющие: внутренний долг, исполняемый в национальной валюте, и внешний долг, погашаемый в иностранной валюте.
Помимо государственных гарантий, в структуре долга содержатся государственные ценные бумаги РФ, которые и создают государственный долг. Эти ценные бумаги предназначаются для покрытия дефицита федерального бюджета.
К государственным ценным бумагам РФ относят [6, с. 296]:
— облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК);
— облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД);
— облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД);
— государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС);
— облигации федерального займа с индексируемым номиналом (ОФЗ-ИН);
— государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС);
— облигации внутреннего облигационного займа Российской Федерации (ОВОЗ).
Государственный долг, его влияние на макроэкономическую устойчивость и финансовую стабильность.
- Дмитрий Лазарев
- Деньги
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Дмитрий Лазарев
Закончил Тульский государственный университет. Учился на факультете экономики. Преподаю около 10 лет, мой послужной список насчитывает 10 научных статей, 3 монографии и 1 диссертацию. Люблю свою работу и хочу делиться знаниями с подрастающим поколением, поэтому помимо преподавания сотрудничаю с компанией «Диплом777» и помогаю студентам в написании контрольных, курсовых и дипломных работ.