Но что внутренний, что внешний долги государства имеют негативные последствия и сильно ударяют по экономике страны, потому что государство должно отдать долг с начисленными процентами, что в разы увеличивает первоначальную сумму займа. Иногда страна — кредитор согласна получать выплаты за счет поступления от страны — заемщика различных ресурсов и оказания услуг в разных отраслевых сферах. Важно помнить, что существует прямая связь между понятиями государственный долг и государственный бюджет, так как они взаимосвязаны между собой, потому что государственные займы покрывают бюджетный дефицит. [7]
Сущность любого государственного долга одна — нехватка средств на покрытие всех необходимых обязательных социальных, военных, научно — технических и прочих нужд.
1.2Понятие и методы управления государственным долгом
Как уже было сказано, государственный дефицит бюджета ведет к тому, что страна прибегает к займам, перетекающим в государственный долг. Центральный Банк РФ выступает в роли агента по обслуживанию внутреннего государственного долга. Средства, за счет которых идет погашение государственного долга, выделяются из средств федерального бюджета. Управлять и осуществлять деятельность, связанную с государственным долгом может Правительство РФ. Существует понятие реструктуризации долга, которое обозначает основанное на соглашении прекращение долговых обязательств с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами.
Одним из следствий дефицита государственного бюджета является рост денежной массы. Федеральное государство может двумя способами урегулировать бюджетный дефицит: продавать на рынке ценные бумаги (облигации) или печатать деньги. Во втором случае решается проблема бюджетного дефицита, так как печать денег ведет к дополнительному финансированию. Также это помогает покрыть некоторые внутренние и внешние долги государства.
Для управления государственным долгом были созданы специальные книги, содержащие информацию по внутреннему и внешнему долгу РФ. Такие книги ведет Министерство Финансов РФ. Правительством ежегодно публикуются данные о состоянии внутреннего государственного долга ща предыдущий год. Контроль над внутренним государственным долгом ведет Федеральное Собрание РФ. [8]
Внешний государственный долг регулируется нормами международного и российского права. Одним из ключевых методов управления государственным долгом является оптимизация государственных заимствований, в котором происходит маневр внешними и внутренними долгами. Также к методу управления государственным долгом можно отнести метод удлинения, который заключается в том, чтобы заменить короткие и дорогие долги на длинные и дешевые.
Государственное урегулирование экономических вопросов должно опираться на знания, полученные путем анализа, прогнозирования, синтеза полученных материалов. Незнание данных вещей может привести к существенному сбою в экономике страны, но это не значит, что это является основной причиной возникновения государственного долга. Выделяют еще ряд причин, таких как:
-непредвиденные обстоятельства (все то, на что могут быть потрачены огромные средства государственного бюджета, среди них можно выделить природные катастрофы, военные действия, теракты и т.д.);
-бюджетный дефицит (погашается государственными займами, которые впоследствии перерастают в государственный долг);
-экономическая политика, проводимая государством (здесь стоит отметить изменение поступлений налогов в государственную структуру, при этом объем затрат на урегулирование государственных задач остается неизменным);
-инфляция, как один из факторов сокращения поступлений денежных средств в государство;
-социальные причины (возрастание уровня пожилого населения, что влечет за собой пенсионные выплаты, помощь людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации).
Под управлением государственным долгом понимают систему мероприятий, принимаемых государством с целью погашения займов, определению условий и выпуску новых ценных бумаг. Система управления государственным долгом состоит из следующих частей: объекта, предмета и субъектов. Под объектом понимается само понятие государственного долга (управление в широком смысле — стратегическое). Субъектами в этой системе выступают законодательные органы власти и исполнительные органы власти. Предметом государственного долга служит сам государственный долг, но как финансовый инструмент (управление в узком смысле — тактическое).
Под управлением в широком смысле понимается деятельность государства, в которой оно выступает в качестве заемщика. В узком смысле управление понимается как ряд процессов, связанных с выпусков и размещением государственных долговых обязательств, а также с регулированием рынка государственных ценных бумаг.
Основные принципы управления государственным долгом:
-обязательность выплат;
— согласованность;
-единство учета;
-соблюдение всех норм и правил.
Управление государственным долгом требует от государства системности и функционального подхода. Управление может включать методы прямого и косвенного воздействия. Прямой метод включает в себя дополнительные методы, такие как институциональный, технический и т.д. Косвенное урегулирование позволяет воздействовать на макроэкономические и микроэкономические рычаги. В процессе управления государственным долгом должны решаться следующие задачи:
-эффективность использования имеющихся ресурсов, их рациональное перераспределение;
-поддержание стабильной финансовой политики государства, а также его престижа на международной арене;
-минимизация стоимости привлекаемых внешних займов.