Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Государственный бюджет-основное средство регулирования экономики

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.
К собственным доходам бюджетов относятся:
• налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах;
• неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
• доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.
Очень важным аспектом функционирования бюджетной системы РФ является распределение доходов по ее звеньям, что необходимо для достижения баланса текущих расходов бюджетов и выравнивания бюджетной обеспеченности регионов. Кроме того, принципиальное значение имеет степень централизации доходов по уровням бюджетной системы, что индивидуально для каждой страны.
В БК РФ установлены перечни налоговых и неналоговых доходов для каждого уровня бюджетной системы РФ, в том числе — в разрезе видов бюджетов муниципальных образований (муниципальный район, городской округ, поселение). Установлено распределение полномочий по формированию доходов бюджетов.
При установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов РФ применяются только единые нормативы, установленные БК РФ. Сверх норм, предусмотренных БК РФ, субъекты РФ могут установить для местных бюджетов единые нормативы отчислений от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ (как и муниципальные районы — для поселений).
Субъекты РФ могут установить единые и (или) дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ от указанного налога [9].
Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. В более широком смысле это система денежных отношений, связанная с экономико-правовым регулированием процесса перераспределения денежных средств, необходимых для выполнения расходных обязательств органов власти всех уровней.
Классификация видов расходов бюджетов может проводиться по различным критериям:
• в зависимости от степени предсказуемости наступления расходов они могут быть запланированными и внеплановыми;
• по экономическому содержанию расходы делят на текущие и капитальные (в БК РФ такое деление упразднено);
• по уровню бюджетной системы расходы могут быть федеральными, региональными, местными.
Исторически первыми расходными обязательствами выступали: национальная оборона, внутренняя безопасность, судопроизводство, содержание государственных учреждении и т.д. Такие обязательства принято называть чистыми общественными благами, и только государство отвечает за их обеспечение. В условиях рыночной экономики государство выступает и как один из производителей товаров, работ и услуг, обладающих особой социальной значимостью. В экономической теории их принято называть смешанными общественными благами,создание которых требует соответствующих бюджетных средств, однако не исключает иных источников финансирования. Помимо этого, государство выплачивает трансферты населению, которые либо увязаны с определенными видами потребления (например, жилищные субсидии, пенсии, и т.п.), либо нестрого зависят от типа потребления (например, пособия малообеспеченным и многодетным семьям).
Расходы бюджетов (или государственные расходы), за исключением расходов на погашение и обслуживание внешнего долга, поступают на внутренний рынок и воздействуют на расширение совокупного внутреннего спроса, на все факторы производства и конечную продукцию, стимулируя, таким образом, экономический рост. К началу XXI в. уровень государственных расходов в разных странах колеблется в сравнительно широком диапазоне — от 20 до 50%, имея незначительный общий тренд к снижению относительно ВВП. В социально ориентированных экономиках он значительно выше среднего уровня [3, c. 19].
Следует отметить две принципиально важные макроэкономические особенности государственных расходов.
Во-первых, государственные расходы по своей сути более инерционны по сравнению с доходами. Так, незначительное увеличение налогового бремени, например, путем повышения таможенных пошлин или акцизов, отмены отдельных налоговых льгот, проходит относительно незаметно для гражданского общества в целом. Оно касается в основном отдельных групп представителей бизнеса. Сокращение социальных расходов, жилищных субсидий, пособий по безработице, объемов финансирования социальных отраслей и т.п. затрагивает широкие слои населения, приводит к нарастанию социальной напряженности и другим отрицательным последствиям. Поэтому практически во всех странах происходит постоянный рост расходов, даже если имеет место конъюнктурное снижение доходов.
Во-вторых, государственные расходы обладают мультипликационным эффектом: финансовые расходные потоки приводят в движение и частный капитал (например, государственные закупки, государственно-частное финансирование приоритетных инвестиционных проектов и т.п.). Кроме того, даже целевые пособия, жилищные субсидии в дальнейшем способствуют росту покупательной активности граждан и инвестиций в жилищную сферу, частное образование и т.п. Иначе говоря, практически каждый выплаченный рубль за счет государственных расходов прямо или косвенно способствует росту ВВП. Однако вопрос, как должны соотноситься рост ВВП и рост непроцентных расходов бюджета (расходов, не связанных с обслуживанием государственного и муниципального долга), остается дискуссионным, и ответ на него дает скорее практика, а не теория [16].

Picture of Валерий Некрасов
Валерий Некрасов
Более 15 лет назад окончил РУДН, факультет физико-математических и естественных наук. По специальности работаю 10 лет – я преподаватель, моя научная степень кандидат наук. Написал 8 научных статей и в данный момент работаю над диссертацией. В свободное время работаю на этом сайте, помогаю студентам с курсовыми и дипломными. Люблю свою работу за то, что учащиеся благодарны за подаренные знания.