Финансовое управление на местах в начале XVIII в., вместе со всем аппаратом государственной власти, претерпело существенные изменения. Во время правления Петра I учреждалось большое количество нормативных актов, регулирующих деятельность органов местного управления, но, все же, не было выработано более или менее конкретного плана реорганизации. Все эти нормативно-правовые акты были приняты ввиду необходимости, вследствие финансовых потребностей военного времени. [7,c.88]
Разделение административно-территориальных единиц производилось с учетом специфических качеств отдельных территорий и было обусловлено численностью налогоплательщиков. 1719 г. – время начала реорганизации местного аппарата управления финансами. Представители Камер-коллегии – земские комиссары, приступили к работе на местах. В их ведении находилась обязанность по сбору налогов.
Земские комиссары всю имеющуюся информацию по поступлению налогов и сборов фиксировали в приходной книге, а затем передавали в камер-коллегию. Камерирам и земским рентмейстерам, т.е. казначеям, как специализированным финансовым органам, было подведомственно все местное финансовое управление. В ведомстве камериров находилось осуществление взимания налогов в губерниях. Камерирам было необходимо взимать ровно такую сумму, которая устанавливалась камер-коллегией. Губернатор контролировал работу камерира. Структурно земская контора состояла из двух отделов – это казенное отделение и рентерия. Она возглавлялась камериром.
В ведении казенного отдаления находилось поступление доходов, рентерия осуществляла контроль за расходами на губернские нужды. Рентмейстер отвечал за сохранность денежных средств. Помимо прочего, именно рентмейстер выдавал денежные средства по распоряжениям губернатора, воевод и камериров. Рентмейстер отчитывался по произведенным расходам, и, в последующем, будучи проверенным камериром, его отчет пересылался в штатс-контор-коллегию.
Примечательным нововведением Петра I явилось установление подушной подати в 1724 г. Взимание подушной подати находилось в ведении комиссаров от земли, которые продолжали функционировать весте с земскими комиссарами. На данную должность избирались лица, утвержденные ворянством территориального округа – дистрикта сроком на один год.[8,c.91]
Земские комиссары осуществляли контроль над территорией, проживало население, сбор налогов и податей с которого, позволял обеспечить материальное содержание целого армейского полка. Идею установления подушной подати Петр I была «позаимствовал» из опыта Швеции, но отличием являлось то, что швейцарское правительство принимало во внимание материальное состояние плательщиков, учитывало риски и потери хозяйственной деятельности, например, неурожай, гибель скота. Эти факторы являлись причиной для снижения налогов и сборов.
Смерть Петра I внесла существенные изменения в особенности функционирования органов местного самоуправления. Екатерина I 24 февраля 1727 г. подписала указ, в соответствие с кото- рым была установлена следующая система управления финансами на местах. Губернаторы и воеводы получили в свое распоряжение контроль за сбором налогов и податей.
В 1728–1729 гг. были изданы указы, в соответствие с которыми обязанности по сбору податей в городах были возложены на магистратов, а в сельских местностях – на земских комиссаров и на помещиков. Земские комиссары и помещики отвечали за своевременность и полноту налоговых выплат крестьянами.
В 1722 г. был организован специальный орган по контролю за сбором недоимок – доимочная канцелярия. Кроме того, армия также была привлечена к сбору недоимок. С 1732 г. воеводы и армейские подразделения становятся основными сборщиками налогов: «Офицеры получили всю власть и имели, следовательно, возможность присоединить к прежним злоупотреблениям и воинскую силу». Рапорты о сборах налогов посылались в Камер -коллегию и Военную коллегию. Должность земского комиссара упразднялась. [9,c.31]
Таким образом для взыскания налогов правительство ввело жесткий способ принуждения и выколчивания налогов. Функция сбора налогов превратилась в карательную функцию. Но несмотря на это, по определению А. Градовского, финансовое состояние России находилось в катастрофическом состоянии: «морские силы совершенно уничтожены, мануфактуры в упадке, кредит потрясенный, казна истощенная». Неудивительно, что при восшествии на престол, Екатерина II вплотную занялась реорганизацией местного управления. Этого требовали жизненные интересы государства.
Доходы государственного бюджета СССР по экономическому содержанию делились на две группы. Первую составляли поступления от социалистического хозяйства (платежи государственных -предприятий и организаций, а также кооперативных и общественных организаций). Ко второй группе доходов бюджета относились платежи населения, главным образом налоги. [10,c.10]
Рассмотрим показатели бюджета СССР в период с 1970 по 1990 годы. Данные отобразим в таблице 1
Государственные финансовые ресурсы, их состав и структура по источникам формирования
- Дмитрий Лазарев
- Деньги
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Дмитрий Лазарев
Закончил Тульский государственный университет. Учился на факультете экономики. Преподаю около 10 лет, мой послужной список насчитывает 10 научных статей, 3 монографии и 1 диссертацию. Люблю свою работу и хочу делиться знаниями с подрастающим поколением, поэтому помимо преподавания сотрудничаю с компанией «Диплом777» и помогаю студентам в написании контрольных, курсовых и дипломных работ.