Помимо субсидий, которые распределяются по всей России, государство позволяет регионам самостоятельно и по своему усмотрению устанавливать такие программы на своей территории. Бюджетом, соответственно, будет не государство, а местное казначейство будет определяться как конкретный субъект или как источник финансирования.
1.2 Управление пенсионным обеспечением в России, как элемент государственной социальной сферы
Главным видом, общественных отношения является пенсия. К отношениям пенсии примыкают и тесно связанные отношения, возникающие в связи с платежами различных выплат от внебюджетных фондов или государственного бюджета для социального обеспечения нетрудоспособных и пенсионеров.
Пенсионные отношения делятся на следующие типы пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю утраты кормильца, для сверхсрочной службы, социальных пенсий. Отношения при предоставлении выплат подразделены на следующие типы: по временной нетрудоспособности; по беременности и родах; женщинам, зарегистрированным на ранних стадиях беременности; по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет; на детей до 16 лет; по безработице; на похороны; женам военнослужащих, и т.д.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации на современном этапе развития занимает одно из важнейших мест в социальной системе.
Социальная значимость пенсионного обеспечения заключается в том, что оно затрагивает жизненно важные интересы большого количества российского населения, а именно пожилых граждан, членов семей, потерявших кормильца, а также инвалидов.
Современное российское законодательство в области пенсионного обеспечения населения состоит из ряда крупных нормативно-правовых актов, принятых в форме федеральных законов. В соответствии с проведенной пенсионной реформой на сегодняшний день все пенсии можно разделить по числу обеспечиваемых и предусматривающим их законам, на трудовые и государственные пенсии.
Трудовые пенсии – это пенсии по старости, инвалидности или в случае потери кормильца, которые предусмотрены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. На нее имеют право граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”.
Государственные выплачиваются за счет средств федерального бюджета. Это пенсии за выслугу государственной или военной службы, по инвалидности, по случаю потери кормильца военнослужащим и приравненным к ним лицам, социальные пенсии. Они регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” и Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей”.
Необходимо отличать человека (гражданина) субъекта права от субъекта конкретного правоотношения по социальному обеспечению. Таким образом, человек, который достиг пенсионного возраста и имеет право на пенсию по возрасту, является субъектом права. И тем самым до тех пор, пока он не про явит инициативу на осуществление своего права на пенсионные выплаты, он не станет субъектом пенсионного правоотношения по возрасту. Это может про- длиться долгий период времени пока данный гражданин не подаст заявление о начислении ему таких выплат.
Российская Федерация, в ходе выполнения социальных функций государства, устанавливает порядок, предусматривающий социальное обеспечение всех граждан, относящихся в категории нуждающихся.
В статье 39 Конституции Российской Федерации закреплено право российского населения на пенсионное обеспечение по возрасту, в случае получения инвалидности, потери кормильца и иных случаях, установленных законом.
Конституция провозглашает основные направления государственной внутренней политики, касающейся пенсионного обеспечения и гарантирует социальную защиту всех граждан РФ.
Для эффективного функционирования, система пенсионного обеспечения должна опираться на развитое пенсионного законодательства
Неоспоримым является тот факт, что уровень пенсионного обеспечения оказывает существенное влияние на качество и продолжительность жизни населения, образ жизни пожилых граждан, инвалидов, их участие в различных сферах жизнедеятельности общества. Из этого следует вывод о повышении социальной ответственности государства за принимаемые решения в пенсионной сфере.
В основе современной системы государственного пенсионного обеспечения Российской Федерации заложен «договор поколений», согласно которому сегодняшние официально работающие граждане «обеспечивают» нынешних пенсионеров за счет отчислений в государственный пенсионный фонд.
К одним из основных источников пенсионного права относятся: