Акцентируя воздействие естественных монополий на уровень инфляции, Екимова Н.А. указывает, что индексация тарифов на монопольные услуги, даже учитывая их относительно небольшую долю в структуре потребительской корзины, может оказывать мультипликативный эффект на рост цен за счет их включения в себестоимость производимой продукции разных сфер и отраслей хозяйствования. Вместе с тем, вопрос о том, что первично — изменение на услуги естественных монополий или сам рост индекса цен (которым и принято оправдывать ежегодное повышение тарифов на коммунальные и транспортные услуги), остается дискуссионным. В качестве еще одного инструмента влияния естественных монополий на индекс потребительских цен можно обозначить воздействие растущих тарифов на инфляционные ожидания населения, когда рынок, не дожидаясь действия мультипликативной инфляционной спирали, начинает отыгрывать индексацию только на базе ожиданий [14, С.733].
Если спрос на продукцию конечного товаропроизводителя не эластичен по цене, то изменение цены на продукцию конечного товаропроизводителя при изменении цены на энергоресурс происходит только в условиях высоко конкурентного рынка, которого в практике отечественной экономики не существует, ввиду высокой монополизации топливно-энергетической отрасли.
На других типах рынков коэффициент пропорциональности влияния изменения цены на энергоресурс на изменение цены на продукцию конечного товаропроизводителя имеет отрицательные значения. Это связано с тем, что рынок естественной монополии с твердо фиксированным спросом, как правило не регулируется государством, что является предпосылкой обоснования необходимости введения антимонопольного регулирования.
Таким образом, функционирование рынка естественных монополий, распространенного в отечественной экономике, имеет отрицательные последствия для всей экономики страны, характеризующиеся завышением цен на энергоресурсы, неэффективным производством с количественной и качественной точки зрения. Потребители продукции фирм-монополиста в классической модели вынуждены соглашаться с завышенными ценами на продукцию, сопровождающимися низким качеством ее производства, сервисного и после-продажного обслуживания. Кроме того, развитие рынка естественных монополий сдерживается нежеланием фирм-монополистов развивать конкуренцию на рынке.
На разных этапах развития социально-экономических отношений в разных странах мира предпринимались различные меры, направленные на регулирование деятельности фирм-монополистов. Обобщая зарубежный опыт регулирования монополий, можно выделить следующие основные меры воздействия государства на предприятии монополистов в условиях рыночной экономики: создание условий для стимулирования конкуренции и создания новых фирм в отрасли, в том числе путем либерализации рынков; введение государственного регулирования деятельности естественных монополий, включая вопросы ценообразования, контроля над рентабельностью, объемами производства и реализации продукции; а также меры по прямому запрету деятельности монополий, их ликвидации в рамках приме-нения антимонопольного законодательства [7, с.58].
Таким образом, в связи с тем, что рынок естественных монополий занимает ведущее место в экономике нашей страны, развитие государственной политики ценообразования, в том числе предприятий реального сектора экономики, должно осуществляться во взаимосвязи с антимонопольным регулированием и государственным регулирование цен (тарифов) на продукцию естественных монополий.
Государственное регулирование естественных монополий.
- Валерий Некрасов
- Экономика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Валерий Некрасов
Более 15 лет назад окончил РУДН, факультет физико-математических и естественных наук. По специальности работаю 10 лет – я преподаватель, моя научная степень кандидат наук. Написал 8 научных статей и в данный момент работаю над диссертацией. В свободное время работаю на этом сайте, помогаю студентам с курсовыми и дипломными. Люблю свою работу за то, что учащиеся благодарны за подаренные знания.