Ценообразование является прямым методом государственного регулирования естественной монополии и является выгодным. Распространенными методами регулирования ценообразования являются регулирование на основе «нормы прибыли», наиболее распространенной в США, и регулирование на основе тарифных формул «предельные цены», используемых в Европе. Естественная монополия имеет первостепенное значение для экономики. Государственное регулирование естественной монополии часто дополняется мерами экономической поддержки (частичное бюджетное финансирование и бюджетное кредитование) для обеспечения эффективности общественного производства.
Необходимость государственного регулирования естественной монополии обусловлена тремя основными факторами: «провалом» рынка, нестабильностью равновесия, необходимостью макроэкономической стабилизации.
Деятельность по регулированию естественных монополий основывается на следующих установках:
отсутствие регулирующего контроля со стороны государства и наличие конкуренции обеспечивает право хозяйствующего субъекта на карт-бланш в ведении бизнеса, а также его лучшее функционирование с точки зрения эффективности;
выбор в пользу государственного влияния обоснован тем, что государство действует в общественных интересах, которые могут противоречить интересам хозяйствующего субъекта;
наличие государственного вмешательства, а также интересов хозяйствующего субъекта, диктуется выполнением интересов народного хозяйства.
Традиционно основными направлениями государственного регулирования естественных монополий являются: ценовой контроль, формирование и поддержание конкурентной среды в отраслях естественных монополий, руководство инструментом перераспределения монопольной ренты, внедрение и поддержание единых международных стандартов качества продукции и услуг.
Как и любое явление, естественная монополия имеет как положительные, так и отрицательные последствия. К плюсам относится снижение издержек производства, полное использование положительного эффекта масштабов производства, разработка и внедрение научно-технических исследований и разработок (НИОКР), возможности улучшения качества, накопления значительных финансовых ресурсов для дальнейшего развития и т. д. как положительные моменты. Однако есть и ряд негативных последствий: значительное занижение объемов производства и предоставляемых услуг, отсутствие стимулов к повышению качества продукции и даже тенденция к его снижению в целях экономии затрат при сохранении завышенных цен, жесткая диктатура в отношении конкурентов, торможение развития взаимосвязанных отраслей народного хозяйства, что происходит сейчас в России.
Таким образом, состояние рынка, когда поставщиком услуг или товаров является одна единственная фирма, получило название монополия. Данное явление широко обсуждается в научном сообществе, а также на государственном уровне, так как нерегулируемые монополии могут взимать с покупателя практически любую цену для максимизации своей прибыли. Следовательно, необходимо вмешательство государства для недопущения монополизации рынка, а также естественные монополии должны регулироваться государством для обеспечения населения их услугами.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
- Валерий Некрасов
- Экономика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Валерий Некрасов
Более 15 лет назад окончил РУДН, факультет физико-математических и естественных наук. По специальности работаю 10 лет – я преподаватель, моя научная степень кандидат наук. Написал 8 научных статей и в данный момент работаю над диссертацией. В свободное время работаю на этом сайте, помогаю студентам с курсовыми и дипломными. Люблю свою работу за то, что учащиеся благодарны за подаренные знания.