Подводя итоги рассмотренной в параграфе информации, можно сделать вывод, что экономическая безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности любого государства. Именно экономическая безопасность позволяет защищать экономику страны от любого внешнего влияния, а также от влияния множества других негативных факторов. Она обеспечивает стабильное развитие различных отраслей, а также позволяет поддерживать необходимый уровень жизни населения.
1.2 Нормативно-правовой аспект экономической безопасности в России
Показатели и критерии экономической безопасности – это инструмент оценки состояния экономики с позиции важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Они устанавливаются в соответствии с действующим в стране законодательством. При этом оцениваются:
– необходимое ресурсное обеспечение и существующие возможности его развития;
– эффективность путей и способов использования ресурсов, в том числе капитала и труда, их соответствие уровню развития в развитых странах, а также уровню, при котором внешние и внутренние угрозы могут быть минимальными;
– конкурентоспособность экономики;
– целостность территории и государственного пространства;
– суверенитет, независимость и возможность противостояния внешним угрозам, социальная стабильность и условия предотвращения и разрешения возможных социальных конфликтов.
Для экономической безопасности важное значение имеют пороговые значения показателей, то есть предельные величины. Их несоблюдение препятствует нормальному развитию разных элементов воспроизводства, что приводит к формированию негативных и разрушительных тенденций.
Наивысшая степень экономической безопасности достигается при условии, что вся система показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим.
Основными объектами обеспечения национальной безопасности являются личность, общество и государство. Если оценивать их с позиций системы, то безусловно следует признать, что в этом смысле приоритет остается за государством. Признавая государство политической организацией общества нельзя не согласиться с тем, что только система с её потенциалом, целостностью, консолидированными усилиями может необходимым образом организовать индивидов.
Высшей целью существования любого государства является обеспечение безопасности и процветания образующего его народа (нации). Причем, очевидно, именно в таком порядке – безопасность тесно связана с процветанием, но все же имеет первоочередное значение. При этом речь должна идти о долгосрочной перспективе, то есть об устойчивом существовании, сохранении и преумножении народа, развитии его и территории, им занимаемой.
Детальная регламентация вопросов обеспечения экономической безопасности выступает:
а) как важнейшее условие стабильного функционирования финансовой системы государства и качества действующего нормативного массива;
б) как непременное условие эффективного функционирования государственного механизма обеспечения финансовой безопасности.
С точки зрения действующего законодательства, в нормативно-правовой базе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации следует выделить сразу несколько уровней.
Самым важным документом безусловно является Конституция РФ, установившая не только систему государственных органов, которая обеспечивает экономическую безопасность государства, но и целый ряд их полномочий и отношений взаимодействия между собой.
Также, большое значение играют законы федерального и федерального конституционного типа. В свою очередь этот уровень нужно разделить сразу на четыре группы.
Первая состоит из федеральных законов, которые регулируют деятельность субъектов хозяйственной деятельности и всей финансовой системы страны в целом.
Во второй группе находятся федеральные законы, которые контролируют и регулируют порядок организации, функционирования и объем полномочий различных органов государственной власти и государственных же институтов, которые обеспечивают экономическую безопасность.
Далее, в третьей группе идут законы, которые непосредственно регулируют вопросы организации обеспечения экономической безопасности.
Ну и наконец, четвертую группу составляют законопроекты, которые устанавливают ответственность за нарушение действующего законодательства в сфере экономической безопасности.
Ключевым документом в области государственного регулирования экономической безопасности России является Федеральный закон (ФЗ) № 390 «О безопасности», в котором отмечены основные принципы, полномочия и функции органов государственной власти в обеспечении всех видов безопасности, в том числе экономической
Особо надо отметить Указы Президента Российской Федерации (РФ), которыми определены Стратегия национальной безопасности России, Стратегия экономической безопасности, Концепция национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, система и структура органов, обеспечивающих экономической безопасность Российской Федерации и ряд других вопросов.
К ним тесно примыкают акты Правительства РФ, которые определили порядок организации, деятельности и полномочия системы государственных органов, обеспечивающих экономическую безопасность в нашей стране.
Значимы акты федеральных органов исполнительной власти, принимаемые на основании и во исполнение законодательства РФ об обеспечении финансовой безопасности России. А также акты Министерства финансов РФ и Федеральной службы РФ по финансовому мониторингу.
Если проанализировать отечественную систему государственных органов и действующее законодательство, то становится очевидно, что на сегодняшнем этапе развития, в нашей стране отсутствует какой-то четкий и единый документ, который бы подробно и всесторонне описывал все особенности систем государственных органов, которые бы занимались обеспечением необходимого уровня экономической безопасности.
Существенно выросло значение роль формирования эффективной системы экономической безопасности, независимо от уровня, начиная от государства в целом, заканчивая отдельным экономическим субъектом, например, предприятием или вовсе гражданином страны. Проблема создания и практического внедрения данной системы является крайне актуальной для современной России.
В системе государственной власти можно выделить три звена, входящие в систему экономической безопасности страны и регулирующие ее: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и подчиненные ему министерства и ведомства.
right30480Росфинмониторинг
00Росфинмониторинг
430530011430Федеральная таможенная служба
00Федеральная таможенная служба
30372055080Федеральная служба безопасности
00Федеральная служба безопасности
16033751270Служба внешней разведки
00Служба внешней разведки